Рынок ИТ-аутстаффинга в России будет расти ежегодно двузначными темпами
Платформа для поиска ИТ-специалистов SkillStaff совместно с исследовательским агентством BCGroup подготовили исследование рынка ИТ-аутстаффинга в России, а также сформировали прогнозы на 2025−2026 гг. В ходе исследования SkillStaff и BCGroup провели опрос среди представителей компаний, которые нуждаются в ИТ-специалистах (400 организаций), и компаний, которые предоставляют таких специалистов (100 организаций). Опрос проходил в онлайн-формате в мае-июле 2024 г.
По оценке организаторов исследования, объем рынка по итогам 2024 г. составит 265 млрд руб. В 2023 г. этот показатель составил 224 млрд руб. В формате аутстаффинга работают около 50 тыс. человек. Это примерно 5% от общего количества ИТ-специалистов в стране.
Партнер и директор по развитию системы кадрового электронного документооборота HRlink Дмитрий Махлин назвал факторы роста объема рынка: "На рост объема рынка аутстаффинга влияют три фактора. Во-первых, это дефицит кадров - свободных квалифицированных ИТ-специалистов на рынке становится меньше. Во-вторых, аутстаф-команды обеспечивают гибкость и масштабируемость. Можно быстро набирать и перемещать на новые задачи нужных людей, быстро добирать компетенции и так же быстро от них отказываться. Наконец, третий фактор заключается в том, что российский бизнес набрал высокую скорость на пути цифровизации. Это также рождает большой спрос на аутстаф-команды".
"В последний год у компаний выросло количество новых проектов, которые невозможно реализовать собственными силами. Бизнесу в моменте требуются узкоспециализированные дорогостоящие специалисты. Например, методологи для разработки стратегии проекта. Такая компетенция нужна точечно, поэтому специалиста невыгодно нанимать в штат. Также аутстаффинг позволяет расширить проектную команду под задачи разработки, тестирования или обучения, когда нужно выдержать сроки, а штатных сотрудников для этого не хватает", - согласился партнер и генеральный директор компании "1С ПРО Консалтинг" Владимир Бибанов.
Директор по развитию web-технологий компании по разработке программного обеспечения Artezio (входит в группу компаний "Ланит") Сергей Матусевич назвал еще один аргумент в пользу аутстаффинга: "Аутстаффинг позволяет привлекать экспертизу из других регионов, таких как Восточная Европа и Южная Азия, или стран с высоким уровнем ИТ-компетенций, например, Польши, Индии. Это особенно важно в условиях ускоряющейся цифровизации, когда спрос на ИТ-услуги стремительно увеличивается, особенно в таких секторах, как облачные технологии, кибербезопасность и искусственный интеллект. Например, один из наших недавних проектов был связан с разработкой облачной платформы для управления данными, которая помогла клиенту оптимизировать их бизнес-процессы и снизить затраты".
"В данный момент существует очень большой запрос на проектные команды. Так как основные проекты завершатся к 2027 г., к этому времени запрос передвинется в область эксплуатации и сопровождения. А в этих задачах как раз целесообразнее иметь внутренний постоянный персонал", - отметил генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион.
В 2024 г. рост затрат на ИТ-аутстаффинг вырос на 18,3% в сравнении с 2023 г. В 2025 г. затраты вырастут еще на 18,1%. В 2026 г. - на 16,9% в сравнении с 2025 г.
Директор по подбору и развитию команды финтех разработчика и интегратора Fork-Tech Нина Измайлова объяснила, почему рост затрат с каждым годом будет снижаться: "Многие задачи, которые раньше выполняли люди, теперь могут быть выполнены с помощью программного обеспечения и искусственного интеллекта. Это может снижать потребность в большом количестве персонала. Наконец, влияние будут оказывать изменение законодательства. В некоторых странах и регионах вводятся новые законы и нормативы, регулирующие использование аутстаффинга. Это может привести к увеличению стоимости услуг и ограничению применения этой модели".
Также 61% опрошенных компаний-заказчиков специалистов ответили, что имеют опыт использования ИТ-аутстаффинга (в среднем 11,5 лет). Из них 91% пользуются услугой по сей день. 29,5% компаний ранее не имели опыт использования ИТ-аутстаффинга, но хотели бы воспользоваться такой услугой.
Из наиболее частых причин отказа от использования услуг ИТ-аутстаффинга компании выделили отсутствие необходимости (26%) и использование привычных методов набора персонала (16%).
Исполнительный директор платформы Fundamento Softline Digital (группа компаний Softline) Владислав Туркин рассказал, почему их компания пользуется услугами ИТ-аутстаффинга: "Да, наша компания имеет такой опыт. У этого есть ряд преимуществ. Например, не надо полностью содержать команду разработчиков. В то же время мы всегда знаем, что можем воспользоваться ИТ-аутстаффингом, поэтому не отказываемся от проектов, для реализации которых требуются дополнительные ресурсы".
Управляющий партнер системного интегратора и разработчика Navicon Евгений Смирнов рассказал, что в их компании не пользуются услугами ИТ-аутстаффинга: "Мы не используем услуги ИТ-аутстаффинга, но часто привлекаем для проектов отдельных высококвалифицированных специалистов по аутсорсингу. Для нас это важный бизнес, и мы формируем большие команды для проектов, активно привлекая специалистов на аутсорсинг. Основные риски в этом случае связаны с возможным резким отказом заказчика от значительного количества специалистов. Однако правильно выстроенные отношения с заказчиком помогают минимизировать эти риски".
"Компании, которые занимаются аутстаффингом, могут обеспечить специалистам необходимый поток задач и уровень заработной платы. У заказчиков при помощи аутстаффинга получается экономить. За средства, которые требует один штатный специалист с высокой квалификацией, они могут получить доступ к целому спектру экспертов из различных областей", - рассказал руководитель направления облачных продуктов и решений платформы Linx Cloud Олег Федоров.
Коммерческий директор компании, занимающейся решением задач цифровой трансформации, "Девелоника" (входит в ГК Softline) Роман Смирнов отметил интерес крупных российских корпораций к аутстаффингу: "Российские игроки (особенно в финтехе), такие как Сбер, Т-банк, ВТБ, "Иннотех", "Ростелеком" используют аутстаффинг в рамках расширения ИТ-проектов для разработки нового программного обеспечения. Им часто необходимы специфические навыки для реализации новых решений и быстрого реагирования на изменения в требованиях рынка без увеличения штата постоянных сотрудников".