Image by Freepik
Более 40% российских ретейлеров используют нейросети для решения бизнес-задач. Чаще всего к помощи искусственного интеллекта (ИИ) прибегают в розничной торговле, где он участвует как в логистике и офисной работе, так и в формировании продаж.
© ComNews
11.10.2024

Об этом сообщил директор по развитию бизнеса в ретейле и FMCG ЗАО "Крок" Дмитрий Смирнов. Согласно сообщению, более 40% ретейлеров используют ИИ и нейросети для решения бизнес-задач, а лидерами по проникновению ИИ стали компании мелкой розницы.

"В долгосрочной перспективе, если развитие технологий будет идти запланированными темпами, инновации превратят привычный процесс покупок в нечто совершенно новое и удивительное, а каждый момент жизни человека станет цифровым активом. Уже сейчас наблюдается тренд на рост ценности персональных данных в сфере торговли", - сообщил Дмитрий Смирнов.

Он отметил, что игроки рынка ретейла все чаще опираются на быстро растущий рынок персональных данных при разработке рекламных кампаний, акций, скидок и т.д. В этом не последнюю роль играет желание потребителей получить персональный подход в обмен на часть информации о себе. Все это выливается в нарастающий тренд гиперперсонализации, согласно которому компании позволяют клиентам разрабатывать дизайн и корректируют цены исходя из их предпочтений.

"Крупные ретейлеры могут использовать интеллектуальные камеры для анализа потока покупателей и оптимизации размещения товаров в зависимости от популярных зон, - сказал директор управления стратегического развития и партнерств АНО "Институт искусственного интеллекта" (AIRI) Максим Кузнецов. - Умные системы видеоконтроля в ретейле используются уже очень давно. Например, сеть универсамов "Верный" еще в 2019 г. объявила о применении видеоаналитики при контроле очередей на кассах, наличия товаров на полках, скорости разгрузки машин".

С тех пор искусственный интеллект нашел место в самых разных процессах ретейла. Максим Кузнецов рассказал корреспонденту ComNews, что современные нейросети в колл-центрах не только распознают и синтезируют речь для работы по запрограммированным сценариям, но и в режиме реального диалога. "Интеграция мультимодальных моделей в системы видеоаналитики повышает уровень безопасности в магазинах и на складах. А 67% e-commerce-компаний в РФ уже используют генеративный ИИ, который находит товар по фотографии, создает рекламные дипфейк-кампании или помогает продавцам создавать карточки товаров", - отметил он.

"В целом внедрение интеллектуальных технологий в российском ретейле помогает сокращать расходы, увеличивать выручку и оставаться конкурентоспособными в быстро развивающейся цифровой среде, повышать проходимость торговых точек и оптимизировать логистические цепочки", - сказал Максим Кузнецов.

С ним согласен директор практики по стратегии роста и продаж "Рексофт Консалтинг" Кирилл Малышев. По его словам, ретейл находится в авангарде внедрения ИИ-технологий в России.

"За два последних года перемены случились и правда огромные. Технологии ИИ вывели на новый уровень персонализацию. Они дали возможность торговым сетям создавать индивидуальные предложения на основе предпочтений, истории покупок, поведенческих данных и другой информации о пользователе", - отметил он.

Особенно глубоко ИИ проник в сферу онлайн-торговли. Кирилл Малышев обратил внимание, что маркетплейсы ("Яндекс Маркет", "СберМаркет", Ozon, Wildberries) используют его для оптимизации продаж: с помощью алгоритмов, на основе прошлых покупок, вычисляя наиболее вероятные товары, которые могут заинтересовать клиента в будущем и помещая их на онлайн-витрину.

"Примеров применения ИИ в ретейле огромное количество: оптимизация логистических процессов, работа с клиентами при помощи чат-ботов или виртуальных ассистентов и т.д. Конечно, для успешного внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы компании нужны не только технические возможности, но и квалифицированные специалисты, способные верно подобрать и использовать подобные инструменты. Без этого понять и реализовать потенциал этой технологии практически невозможно. Настройка системы, адаптация к особенностям рынка, постоянная оптимизация требуют профессионального подхода и внимания. Еще одна простая причина может вызывать сложность при внедрении ИИ - качество данных, на основании которых будут строиться и обучаться модели. Неподготовленные, неполные, нерелевантные данные - равно плохо работающая модель", - рассказал Кирилл Малышев.

"В будущем сбор и анализ данных станут ключевыми факторами, определяющими лидеров и отстающих. Компании, которые смогут эффективно управлять этими ресурсами, получат преимущество. Вероятно, в магазинах будущего нас ждут виртуальные ассистенты, знающие все о предпочтениях потребителя и готовые предложить релевантные товары. А привычные полки с продуктами заменят виртуальные витрины", - считает Дмитрий Смирнов.

Представитель пресс-службы ООО "МВМ" (группа "М.Видео-Эльдорадо") рассказал корреспонденту ComNews, что компания использует анализ данных, искусственный интеллект и машинное обучение для создания персонализированного покупательского опыта и при разработке продуктов и сервисов.

"Искусственный интеллект анализирует поведение покупателей при выборе товара, а также множество других показателей, а затем формирует набор товаров на полках в магазинах под разные группы клиентов, регионы и в зависимости от сезона. Также для консультации покупателей "М.Видео" и "Эльдорадо" с начала 2021 г. используют чат-боты на основе машинного обучения (Natural Language Processing), которые обрабатывают уже более половины письменных обращений наших клиентов, обладают широким набором сценариев, в том числе конверсионными и рекомендательными навыками", - отметил представитель пресс-службы.

Но ИИ нашел себе место не только в продажах, но и во внутренних процессах. В компании существует внутренняя нейросеть, виртуальный помощник, чат-боты, которые помогают в адаптации новым сотрудникам, чат-бот для обучения персонала розницы, чат-бот для консультации по кадровым вопросам, а также ИТ-чат-бот для помощи сотрудникам с работоспособностью компьютеров и ИТ-систем.

"Основной эффект применения этих технологий - экономия десятков тысяч рабочих часов сотрудников. Виртуальные помощники позволяют высвобождать ресурсы сотрудников для более сложных и интересных задач, а также добиваться мгновенного отклика квалифицированной поддержки", - сказал представитель пресс-службы "М.Видео-Эльдорадо".

Новости из связанных рубрик