Федор Гильмуллин, генеральный директор ООО "Лазаревское ТЕХ"
Федор
Гильмуллин

генеральный директор ООО "Лазаревское ТЕХ"
© ComNews
10.10.2024

Интересно, что стартовая стоимость БПЛА в аграрной отрасли равна неплохому автомобилю, а программы страхования вполне можно сравнить с предложениями для традиционного транспорта. Пока рынок агродронов в России развивается и проходит стадию становления, вместе с ним формируются и предложения, условно приравненные к знакомым всем каско и ОСАГО.

Не так давно совместно с университетом "Иннополис" мы разработали дрон типа VTOL или самолета вертикального взлета и посадки. Он обошелся предприятию в 10 млн рублей. Основная задача - мониторинг полей агрохолдинга "Лазаревское". По нашим расчетам, суммарный годовой экономический эффект от внедрения составит 52 млн рублей. Выгода очевидна. При этом, инвестируя, стоит учитывать, что есть необходимость вполне ощутимого вложения средств в страхование.

Риски

Если получение прав на управление автомобилем - вполне понятная процедура по каждой из категорий, то пилотов дронов обучают не везде. Лицензирование является сложной процедурой, а разбивку по типу летательных аппаратов приходится изучать на практике. Легковая машина имеет одну основную функцию, дроны же различаются глобально. Например, для мониторинга и обработки полей нужны совершенно разные аппараты, навесное оборудование, действия и ожидаемый результат. Даже в рамках одного направления БПЛА можно собрать у производителя с разным дополнительным оборудованием. К примеру, на мониторинговом дроне могут быть установлены полезные нагрузки различного типа: лидары, мультиспектральные камеры, тепловизоры и разное геодезическое оборудование.

В рамках предприятия также необходимо проводить интеграцию БПЛА с другими технологиями, например, с системами IoT (интернет вещей) или машинным обучением для более точных и автоматизированных процессов. Качество дорог в России, конечно, разнится, однако в большинстве своем дорога остается твердым или, на худой конец, грунтовым покрытием. Ландшафт, погодные условия, в том числе осадки, ветра, и внешние объекты вроде гор и высоких деревьев куда более разнообразны.

Таким образом, у дронов по сравнению с авто формируются три направления повышенных рисков - требования к определенному уровню навыков персонала, техническая сторона вопроса, особенности условий эксплуатации.

Что есть на рынке?

Услуги по страхованию беспилотников готовы оказать практически все крупные игроки рынка. При этом разброс по ценовым предложениям достаточно большой, что связано с разными подходами страховых компаний к оценкам рисков. Мы в своей практике пока не встречали каких-либо спецпрограмм страхования дронов для аграриев, что вполне объяснимо, так как этот сегмент страхового рынка только формируется.

Механизмы страхования агродронов, по сути, не отличаются от механизмов страхования транспортных средств. Особенностью является только то, что у компаний пока еще не накоплена статистика для оценки вероятности тех или иных случаев, размера потенциального ущерба и т.д. Поэтому они ведут себя достаточно осторожно и, как правило, закладывают риск неопределенности в стоимость страховки.

Стоит отдельно упомянуть, что не страхуются риски повреждения беспилотника в результате воздействия средствами поражения со стороны государственных структур, таких как, например, Минобороны РФ.

Что касается схем страхования каско и ОСАГО, то тут все так же, как и в страховании автомобилей. По каско от потенциального ущерба в результате потери или повреждения страхуется сам беспилотник. В случае ОСАГО страхуется ответственность эксплуатанта агродрона перед третьими лицами, то есть страховка должна покрыть им ущерб, например, в случае, если дрон каким-то образом повредит их имущество.

Важно, что при выборе варианта страхования происходит полная аналогия с автомобилями: ОСАГО - обязательная история, без которой не получить разрешения на полеты, а каско - добровольная.

Изначально на свой дрон мы оформили доступное ОСАГО - 5000 рублей в год. Но это высокие технологии, дорогие аппараты, а риски очень велики. Здесь рационально брать каско. Такой полис обошелся нам в 315 тысяч рублей за полгода с покрытием до 5 млн рублей.

Учитывая, что стоимость аппаратов очень разнится, можно вывести единую закономерность. Если говорить про ОСАГО, то стоимость страхования относительно небольшая - 0,5-0,8% от страховой суммы. Каско уже значительно выше, и разница между предложениями компаний ощутимая - от 6% до 16% от фактической от стоимости беспилотника.

Перспективы

Рынок страхования БПЛА очевидно будет развиваться вместе с самой технологией и цифровизацией. В целом "Иннополис" оценивает объем российского рынка агродронов для внесения химии в 2-3 млрд рублей. Сфера мониторинговых дронов стремительно растет - средняя оценка потенциала сегодня колеблется от 50 млрд до 70 млрд рублей. Таким образом, по минимуму рынок ОСАГО уже составляет 260 млн рублей.

Пока остается открытым вопрос страхования и эксплуатации агродронов массой от 30 кг, которые регистрируются по схеме полноценного пассажирского самолета через Росавиацию. На это может потребоваться до нескольких лет, а также отдельные программы страхования.

По большому счету весомой разницы в рисках при эксплуатации БПЛА в разных секторах экономики мы не видим, если говорить про гражданское применение, конечно. В этом плане большее значение имеет характеристика местности, где осуществляется эксплуатация беспилотника. Повышает риск эксплуатации также наличие стратегических объектов, рядом с которыми может применяться оборудование радиоэлектронной борьбы (РЭБ). При попадании в зону действия РЭБ беспилотник теряет управление и с высокой долей вероятности потерпит аварию.

Если говорить про риски применения БПЛА в аграрной сфере, то здесь рисков должно быть все же поменьше - благодаря особенностям местности, где преимущественно эксплуатируются сельхоздроны. Поля с посевами располагаются на открытой местности и, как правило, находятся на удалении от крупных населенных пунктов.