© ComNews
04.10.2024

После вступления в силу поправок к 161-ФЗ "О национальной платежной системе", которые призваны защитить от мошенничества, россияне стали жаловаться на блокировки карт и счетов. Эксперты компании финтех-компании Paygine рассказали, как этого избежать и что сделать в случае блокировки счетов.

Почему начали блокировать счета

Поправки к закону обязывают банки должны блокировать на два дня переводы средств, если данные о получателе содержатся в базе данных ЦБ о мошеннических операциях – ФинЦЕРТе (Финансовый центр Национальной системы платежных карт).

В случае, если банк не блокирует перевод, он должен будет вернуть клиенту украденные деньги в течение 30 дней. Если через 2 дня клиент банка повторит перевод, то банк может его исполнить и не нести за это ответственность.

"В поправках прописан не только порядок действий для подозрительных переводов. Они также обязывают банки сдавать отчетность по мошеннических операциям. Это будет мотивировать банки уделять больше внимания тому, как защитить средства клиентов", – комментирует Артем Журавлев, директор продукта Method в Paygine.

Как можно предотвратить блокировку

Поправки вступили в силу 25 июля, и с тех пор многие россияне начали жаловаться на то, что их карты и средства заблокировали. Блокировка может быть связана с тем, что мошенники ранее заполучили данные клиента и открыли на его имя счета.

Банки уже работают с ЦБ для актуализации базы мошеннических операций. Однако есть ряд мер, которые можно принимать, чтобы предотвратить потенциальные блокировки и проблемы со счетами.

"Во-первых, не следует переводить средства на счета, которые ранее были связаны с мошенническими операциями. Даже если об этом не сообщали пострадавшие клиенты. Во-вторых, стоит избегать переводов на счета получателей, в отношении которых есть информация о возбужденных уголовных делах — так как это может привести к приостановке зачисления средств", – сказал Артем Журавлев.

Новые поправки расширили описание мошеннических операций. Теперь оно включает шесть признаков вместо трех. При этом банки могут приостановить перевод, если их собственная антифрод система признала активность подозрительной.

"Важно следить за характером своих операций: любые нетипичные переводы по сумме, периодичности или времени могут вызвать подозрения. Также специалисты рекомендуют не использовать устройства и каналы связи, которые могли быть ранее связаны с мошенниками — чтобы минимизировать риск блокировки операции", – говорит Артем Журавлев.

Как снять блокировку

Банки уже начали работу над актуализацией базы данных ЦБ о мошеннических операциях. Однако так как поправки приняли относительно недавно, то случаи необоснованной блокировки пока еще возможны.

"Прямого способа самостоятельно исключить карту из списка ФинЦЕРТа нет, так как работа со списком ведется на уровне банков и платежных систем. Основное действие в такой ситуации — обратиться в банк-эмитент, который выдал карту/открыл счет и предоставить ему доказательства того, что его ошибочно внесли в список реквизитов ФинЦЕРТа", – посняет Артем Журавлев, директор продукта Method в Paygine.

Новости из связанных рубрик