В России появился консорциум крупнейших нефтехимических компаний
Крупные компании в сфере энергетики и природных ресурсов объединились в группу под названием АНО "Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения" (Консорциум ТН ИПО). Запись о появлении нового объединения появилась в ЕГРЮЛ 20 августа.
В консорциум вошли восемь участников: ПАО "Газпром нефть", ПАО "Газпром", АО "МХК "ЕвроХим", ПАО "НОВАТЭК", АО "Росгеология", ООО "СИБУР Диджитал", ПАО "Татнефть им. В.Д. Шашина" и ПАО "Транснефть".
Согласно общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД), новый консорциум будет разрабатывать компьютерное программное обеспечение (ПО) и предлагать консультационные услуги в этой области.
Кроме того, согласно ОКВЭД, консорциум будет заниматься консультированием и работой с компьютерными технологиями, планированием, проектированием, управлением компьютерными системами, техническим регулированием и стандартизацией, сертификацией, а также научными исследованиями и разработками в области естественных и технических наук.
В марте 2024 г. на демодне индустриального центра компетенций (ИЦК) "Химия" руководитель по цифровому развитию и технологической независимости информационных систем ООО "Сибур диджитал" Денис Юдаков сообщил, что в рамках некоего индустриального консорциума "Сибур диджитал" создает ПО на замену Hysys от американской фирмы AspenTech.
Партнерами по разработке и софинансированию этого проекта стали "Сибур", "Еврохим", "Газпром нефть" и "НОВАТЭК".
Как объяснял Денис Юдаков, этот проект по импортозамещению AspenTech должен был стать не совместным предприятием, а гибридным взаимодействием, когда финансирование консолидируется, а результат принадлежит всем компаниям, кто участвовал в финансировании.
Впервые о создании консорциума для обеспечения технологической независимости нефтегазовой отрасли
Спустя год в списках основателей консорциума нет ни ПАО "Лукойл", ни АО "Зарубежнефть". Вместо ПАО "Сибур Холдинг" в объединение вошло ООО "Сибур Диджитал", а среди новых, годом ранее не упомянутых участников, стало АО "МХК "ЕвроХим".
Дмитрий Чернышенко на ПМЭФ отмечал, что консорциум должен объединить усилия "13 крупнейших целевых компаний для достижения того самого технологического суверенитета", цель которого - "достичь полного суверенитета как минимум по 12 ключевым направлениям к 2026-2028 гг., которые должны закрывать всю производственную цепочку: от геологоразведки до переработки углеводородов".
Еще год назад было известно, что создаваемый консорциум будет дополнять работу Индустриального центра компетенций (ИЦК) "Нефтегаз, нефтехимия и недропользование" в качестве проектного офиса. Как отмечал Дмитрий Чернышенко, компании, входящие в этот ИЦК, реализуют 28 проектов на сумму более 11 млрд руб.
Генеральный директор ООО "Джейсон энд Партнерс Консалтинг" (J'son & Partners Consulting) Светлана Водянова на вопрос корреспондента ComNews, в чем может быть смысл создания консорциума, когда уже существует институт ИЦК, ответила, что консорциум - это рабочий механизм для ускоренной реализации совместных проектов (по общим интересам), и развитие параллельных других консорциумов не противоречит целям их создания: спектр проблем, задач и потребностей промышленных отраслей велик, и конкуренция с мировыми поставщиками (разработчиками) требует высоких скоростей принятия решений, запуска и тестирования продуктов.
Ведущий аналитик ООО "Мобайл Ресерч Груп" (Mobile Research Group) Эльдар Муртазин считает, что создание консорциума крупными игроками позволяет им самостоятельно лоббировать интересы и устанавливать правила игры. "Это правильный шаг, поскольку другие смежные организации не подконтрольны им. Таким образом, появление различных АНО в России можно рассматривать как лоббизм существующих на рынке компаний", - добавил он.
Директор департамента производственного консалтинга "Рексофт Консалтинг" Денис Фролагин отметил, что в промышленности программное обеспечение и программно-аппартаные комплексы особенно сложны, и здесь важна координация процесса разработки и единого подхода в области стандартов, чтобы создающиеся решения можно было интегрировать между собой.
"Также стоит задача по обмену уже созданными наработками, выработке единой политики крупных предприятий при взаимодействии с государством. Такие задачи обычно решаются именно на базе некоммерческих организаций. Хороший пример в этой области Ассоциация больших данных, которая также объединяет крупных игроков в конкретной технологической области", - отметил он.
Независимый эксперт по ИТ и телеком-рынкам Вадим Плесский считает, что создание Консорциума ТН ИПО, который якобы обеспечит "покрытие 100% отечественными решениями ИТ-ландшафта нефтегазовой и нефтехимической промышленности", вероятно, говорит о том, что эти компании-участники не доверяют имеющимся на рынке решениям и хотят все разрабатывать сами: "Компании нефтегазового комплекса активно осуществляют экспортные операции и имеют ресурсы для финансирования деятельности такого консорциума. Однако непонятно, где они хотят найти специалистов для работы в данном направлении - по разным оценкам в России не хватает от 500 тыс. до 1 млн ИТ-специалистов".
"Подход на основе создания консорциумов был популярен в мировой ИТ-отрасли в 80-е и 90-е годы прошлого века и показал низкую эффективность. Работа по модели Open Source обеспечивает рыночный подход: проекты, которые разработали что-то уникальное и полезное, получают буст от других участников рынка и развиваются очень быстро, становясь де-факто промышленными стандартами и получая тиражирование по всему миру. Закрытые программные продукты наоборот зачастую оказываются брошенными родительскими компаниями и уходят в небытие", - заключил Вадим Плесский.