К 2030 г. количество беспилотной техники в России вырастет в пять раз
Вчера, 14 августа, премьер-министр РФ Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии, отметив высокий уровень проработки национального проекта "Беспилотные авиационные системы", который стартовал в январе 2024 г. "Его реализация будет способствовать созданию условий для производства самых различных типов аппаратов, расширения их применения во всех секторах экономики. В результате должна сформироваться инновационная отрасль, которая откроет дополнительные возможности для бизнеса и общества в целом", - сказано в сообщении правительства.
12 сентября 2023 г. Михаил Мишустин уже проводил стратегическую сессию по развитию беспилотных авиационных систем (БАС). Он говорил, что за предстоящие семь лет государство планирует почти вдвое увеличить объем российского рынка тяжелых и средних аппаратов: "Рассчитываем достичь поставленных целей не только за счет создания инновационной техники, но и, что очень важно, за счет расширения услуг на ее основе, которые востребованы потребителями".
26 января 2024 г. первый вице-премьер Андрей Белоусов проводил заседание президиума правкомиссии по развитию отрасли БАС, на котором чиновники рассмотрели план производства гражданских беспилотников на 2024 г. Ответственное за подготовку документа Министерство промышленности и торговли представило данные: всего компаниями заявлено в план производства более 18 тыс. легких, средних и тяжелых беспилотников в текущем году, что позволит выполнить государственный гражданский заказ.
Доработать отдельные параметры нацпроекта "Беспилотные авиационные системы" глава кабмина поручил Минпромторгу и Минтрансу до 20 августа. "При этом необходимо обеспечить включение в состав паспорта нацпроекта мероприятий по развитию систем радиолокации и ускоренной разработке системы идентификации беспилотников, а также мероприятий, направленных на поддержку отечественного рынка беспилотников и формирование моделей их использования в различных отраслях экономики", - сказано в сообщении правительства.
На дополнительные вопросы корреспондента ComNews представители пресс-служб Минтранса и ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем "Аэронекст" не ответили.
Представитель пресс-службы Минпромторга сообщил корреспонденту ComNews, что реализация национального проекта "Беспилотные авиационные системы" позволила достичь определенных изменений в беспилотной авиации России:
- Во-первых, данный нацпроект дал импульс активному развитию производства БАС. В 2024 г. их производство должно приблизиться к 11,7 тыс. машин против 6,125 тыс. штук в 2023 г., доля в структуре российского рынка – 41,5% по сравнению с 23,7% в 2023 г.. Емкость рынка в 2024 г. должна превысить 27,9 тыс. БАС (без учета образовательных).
- Во-вторых, стало трансформироваться законодательство. Правительство внесло изменения в Воздушный кодекс, издало нормы летной годности к БАС самолетного и вертолетного типа. Крайне важно утверждение требований к радиотехническому оборудованию авиационной электросвязи, используемой для обслуживания воздушного движения. С точки зрения безопасности инфраструктуры движения – это серьезный шаг вперед.
- В-третьих, ведется работа по снятию ограничений на полеты. По данным Минэкономразвития, установлены 9 экспериментальных правовых режимов, позволяющие применять беспилотники в 24 регионах.
- В-четвертых, правительство сформировало и ввело в действие комплекс мер государственной поддержки разработчиков, производителей и эксплуатантов БАС. В него входят субсидирование сквозных НИОКР, гранты на сертификацию беспилотников, скидки их покупателям и компенсация части летного часа, а также программа обратного инжиниринга комплектующих Агентства по технологическому развитию.
Также государство сформировало гражданский заказ на БАС, позволивший определить потребности в них федеральных органов власти и подведомственных им учреждений, государственных корпораций и компаний с государственным участием.
- В-пятых, обеспечивается развитие сети научно-производственных центров (НПЦ, центры). Официальный статус НПЦ присвоен 9 организациям. Два центра созданы при финансовой поддержке Минпромторгом России субъектов РФ, а именно – Самарской и Томской областей. НПЦ в Самарской области будет специализироваться на серийном выпуске как самих беспилотников, так и их структурных элементов (электрических двигателей, драйверов управления, винтов, корпусных изделий, авионики, связи и пр.), НПЦ в Томской области – производстве критических комплектующих для изготовления БАС, включая средства связи и управления, автопилоты, композитные детали, системы спасения.
Господдержка и цели
Правительство начало сокращать финансирование национального проекта по развитию беспилотных авиационных систем (БАС) в России, узнал Forbes в апреле 2024 г. Общий бюджет нацпроекта на ближайшие семь лет составляет 714 млрд руб. Это на 185 млрд руб. меньше плана, анонсированного летом 2023 г.
Генеральный директор компании - производителя беспилотников в России "Геоскан" Алексей Юрецкий сообщил корреспонденту ComNews, что факт поддержки на самом высоком государственном уровне позитивен для еще формирующейся отрасли беспилотных авиационных систем: "Как производитель мы уже увидели эффект - благодаря государственному гражданскому заказу объем производства БАС вырос кратно. Это касается как промышленных комплексов, так и летающей робототехники. Значительный рывок сделан и в образовательной сфере. В целом меры поддержки носят комплексный и долгосрочный характер, они только начали применяться и во многом имеют отложенный эффект, поэтому подводить итоги преждевременно".
Алексей Юрецкий считает, что цель увеличить производство беспилотной техники в пять раз к 2030 г. выглядит вполне реалистично: "При этом принципиальное значение имеет возможность использования произведенной техники на всей территории страны. Сегодня небо в большинстве регионов закрыто".
Качественные кадры
13 мая в России началось очное обучение педагогов по программе профессиональной переподготовки в сфере разработки, производства и эксплуатации БАС. По оценкам экспертов, заложенная в стратегию развития беспилотной авиации к 2030 г. потребность формирующейся отрасли в специалистах достигнет 1 млн человек. Алексей Юрецкий отметил, что термин "специалист БАС" подразумевает большой спектр инженерных и рабочих профессий: "Это разработчики аппаратной части и программного обеспечения, производственный персонал, специалисты по эксплуатации беспилотных систем и по обработке данных и др. На рынке труда представлены специалисты всех профилей, и они демонстрируют очень достойный уровень подготовки. С учетом потенциала роста рынка БАС необходимо развивать каждую из обозначенных профессиональных компетенций, при этом важно иметь возможность тонкой настройки и корректировки процесса подготовки, чтобы не было перекосов".