Вигель
Антонов

директор технического центра Merlion
© ComNews
01.08.2024

Вигель Антонов, директор технического центра Merlion, рассказывает про роль управленца в ИТ, руководство командой, информационную безопасность, искусственный интеллект и при чём здесь нехватка кадров.

Смена ролей

Еще пару десятков лет назад роль информационных технологий в компании была в основном технической. Круг обязанностей ИТ-службы редко выходил за рамки задач в виде поддержки работоспособности компьютеров, серверов, сетей и решения вопросов установки и обновления программного обеспечения: ИТ-подразделение воспринималось как технический "хвост", который обслуживает основной бизнес.

В середине 2000-х годов функции ИТ и административно-хозяйственного отдела (АХО) в компаниях были объединены в одно подразделение – что не удивительно. Достаточно крупные торговые и сервисные компании использовали офисные приложения, электронную почту и самые незамысловатые корпоративные системы: в то время им не требовались сложные ИТ-инфраструктуры и специфические ИТ-услуги, как сейчас.

Стремительное развитие технологий и конкурентная среда быстро поменяли ситуацию: в современном мире ИТ стали неотъемлемой частью бизнеса практически во всех отраслях. Независимо от того, чем занимается компания: производство, розничная торговля, финансы или любая другая сфера, ИТ играют ключевую роль в ее деятельности.

В ответ на потребности "нового времени" поменялась и роль руководителей ИТ-подразделений – на первый план вышла бизнес-ориентированность.

Для топ-менеджмента в ИТ стало важным глубоко вникать в бизнес-цели компании. Теперь необходимо четко представлять, какие задачи стоят перед организацией, и как ИТ-решения могут помочь в их достижении. Становится важным:

  • Связывать ИТ-задачи с бизнес-результатами. ИТ-директор должен объяснять, как конкретные ИТ-проекты и инициативы влияют на ключевые показатели бизнеса – прибыль, эффективность, клиентский опыт и т.д.
  • Предоставлять руководству прозрачные данные. Современное ИТ-подразделение должно быть настроено так, чтобы уметь собирать и анализировать данные об ИТ-инфраструктуре и процессах, чтобы давать бизнесу обоснованные рекомендации.
  • Автоматизировать ключевые бизнес-процессы. Одна из важных задач ИТ-руководителя – выявлять возможности для цифровизации и внедрять решения, которые повышают эффективность работы компании.
  • Быть полноценным бизнес-партнером. Современный ИТ-директор должен активно участвовать в стратегическом планировании и принятии ключевых решений, а не просто реагировать на запросы других подразделений.

Ваши подчиненные тоже поменялись!

В последние годы работа с ИТ-специалистами все больше напоминает управление творческими и "капризными" талантами: руководителям приходится создавать особые условия, чтобы привлекать и удерживать ценные кадры, развивать в себе высокий уровень эмпатии по отношению к своим сотрудникам.

Пандемия COVID-19 кардинально трансформировала подходы к организации труда, сделав удаленную работу нормой для многих компаний. Это, в свою очередь, повлияло на ожидания и предпочтения сотрудников в отношении гибкости рабочих условий. А отток кадров только усилил конкуренцию среди работодателей.

Традиционный подход – повышение заработных плат – уже не дает желаемого эффекта. Во-первых, далеко не все компании могут себе это позволить. Во-вторых, ИТ-специалисты все чаще ориентируются не только на финансовую составляющую. Им важен ряд аспектов:

  • "климат" в коллективе, высокие требования к стандартам коммуникации между сотрудниками;
  • комфортный, гибкий график работы;
  • корпоративные привилегии для сотрудников;
  • отношение руководства к подчиненным;
  • возможности для "вертикального" или "горизонтального" роста;
  • свобода самовыражения;
  • обратная связь, наставничество со стороны "старших" коллег.

Поэтому ИТ-директор сегодня держит фокус на создании максимально комфортных условий для работы своей команды: внедряет справедливую систему мотивации и поощрений, предоставляет широкие возможности для комплексного профессионального развития, обеспечивает доступ к современному оборудованию и инструментам, технически отвечающим задачам коллектива, а также создает благоприятную корпоративную культуру.

С другой стороны, сотрудники, привыкшие к микроменеджменту со стороны линейных руководителей, могут начать работать "спустя рукава" в условиях удаленной работы. Важно дать понять, что теперь никто не смотрит "в монитор из-за плеча": во-первых, безусловно, контроль над сроками и качеством работы сохраняется, но он не такой "навязчивый", учитывая появление большого количество современных инструментов для автоматизации этого процесса. Во-вторых, сегодня открывается больше возможностей для предоставления сотрудникам свободы и инциативности в действиях, что позволяет кадрам самостоятельно себя "менеджерить" и вдохновлять.

В современных условиях ИТ-руководителю необходимо быть деятельным и в вопросах обучения, повышения квалификации сотрудников, организации прохождения учебных программ, получения сертификатов, участия в конференциях, а также развития внутреннего института менторства в компании.

Специалисты ценят повышенный уровень здоровой вовлеченности и чуткости со стороны руководства. В таком случае у сотрудников с большей вероятностью возникает желание сохранять с компанией крепкие, долгосрочные отношения.

Современные вызовы для ИТ-руководителя и его команды

Конечно, перед ИТ-руководителями стоят и вызовы в вопросах стратегии, которую он, в том числе, выбирает для компании: в октябре 2023 года российские власти пересмотрели KPI по переходу на отечественные ОС и общесистемный софт. Так, доля внедрения российских информационных продуктов к 2024 году должна составить 58%, вместо изначально заявленных 33%.

Используемое в корпоративной среде серверное оборудование устаревает морально и физически, иностранное программное обеспечение не получает обновлений и теряет совместимость с компонентной базой, парк персональных устройств необходимо обновлять. Что делать в этой ситуации? Переключаться на отечественные аналоги. Но как быть на 100% уверенным в том, что продукты "впишутся" в действующую ИТ-инфраструктуру? Однозначно можно сказать только одно – сейчас время тщательного планирования и взвешенных решений. И хорошим инструментом в таком случае могут стать мультивендорные пилотные зоны, которые разворачивают на своей базе системные интеграторы и некоторые ИТ-дистрибьюторы.

Пилотная зона для тестирования оборудования или программного обеспечения является довольно ресурсоемкой инициативой, требующей значительных инвестиций. Здесь необходимы человеческие ресурсы, высококвалифицированные специалисты, опытные и компетентные для изучения нового ИТ-продукта, его инсталляции и тестирования. Кроме того, требуется среда для этих задач, оборудованная сетями, электропитанием и вычислительными ресурсами (в случае с ПО).

ИИ единым

Искусственный интеллект (ИИ) – уже давно не просто модный тренд, а реальность, с которой сталкиваются ИТ-руководители каждый день. В июле 2024 года Ассоциация менеджеров представила результаты нового исследования, целью которого стало оценить активность российских компаний в части внедрения и использования цифровых технологий. В опросе приняли участие более 150 предприятий с выручкой от 1 млрд рублей. По итогам исследования было выявлено, что 39% крупных российских компаний внедрили искусственный интеллект в свои бизнес-процессы.

Другие данные о внедрении ИИ в бизнес были получены в ходе исследований независимой консалтинговой компанией "Яков и партнеры":

  • около 50% компаний инвестируют примерно 1–5% своего бюджета на ИТ и цифровизацию в ИИ;
  • 63% лидеров российского бизнеса ожидают, что развитие искусственного интеллекта повлияет на их компании уже на горизонте 1 года;
  • к 2028 году экономический потенциал ИИ в России составит 22–36 трлн руб.;
  • 20% компаний используют генеративный ИИ для своих задач в различных бизнес-функциях. Из них 12% уже определили приоритетные функции и сценарии для внедрения, а еще треть (около 27%) — точечно экспериментируют с технологией;
  • 66% внедрений генеративного ИИ происходят в маркетинге и продажах, 54% — клиентский сервис, 49% — исследования и разработка, 31% — ИТ;
  • 94% опрошенных компаний отмечают сокращение затрат в качестве ключевого эффекта от внедрения ИИ в бизнес-процессы;
  • почти 70% компаний оценили реальный финансовый эффект на EBITDA от внедрения ИИ в размере до 5%.

ИИ сегодня проходит путь от ассистента до стратегического партнера, поэтому необходимо понять, как он поможет организации, и как найти верный подход к интеграции технологии в бизнес-процессы.

Выбор правильной стратегии в работе с ИИ

  • Не весь ИИ одинаково полезен: нужно понимать, какие задачи он может решить, а какие – нет. ИИ отлично справляется, например, с анализом данных и автоматизацией рутинных процессов, но не всегда подходит для принятия сложных решений, требующих творческого подхода, на который способен только человек.
  • Сам процесс интеграции ИИ в существующую ИТ-инфраструктуру – тоже задача со звездочкой. Не все ИИ-инструменты совместимы с существующей ИТ-инфраструктурой: важно выбирать решения, которые подходят конкретной бизнес-среде, а как уже упоминалось, для тестирования таких решений очень полезны демонстрационные зоны.
  • Но внедрение ИИ – это и огромные возможности для ИТ-руководителей: правильный подход помогает в анализе конкурентной среды, рынка в целом, бизнес-процессов, работы сотрудников и т.д. ИИ не должен быть отдельным инструментом, поскольку может органично "вписаться" в стратегию цифровой трансформации.

Информационная безопасность

Современный ИТ-руководитель стоит перед беспрецедентными вызовами в сфере информационной безопасности. В первом квартале 2024 года хакерами были атакованы 51,86% российских пользователей. Такие данные приводятся в последнем отчете исследователей из Kaspersky Cyber Threat Intelligence, о чем сообщала Российская Газета.

В компаниях больше всего атак (24%) пришлось на сферу производства, следует из данных, приведенных "Известиям" "Лабораторией Касперского". На сферу услуг пришлось 16% атак, на IT-сектор и телеком — 13%. По 10% пришлось на государственные организации и ритейл. Доля атак на энергетический сектор составляет 5% от общего числа. На сельское хозяйство совершили 5% нападений, на финансовый сектор — 4%.

Цифровая трансформация, расширенное использование облачных технологий и рост киберугроз с более изощренными методами атаки (фишинговые атаки или, например, программы-вымогатели) создают только новые вызовы для бизнес-процессов, требующие нестандартных подходов со стороны топ-менеджмента.

Не облегчает ситуацию и нехватка кадров: дефицит специалистов в сфере информационной безопасности (ИБ) в России сейчас составляет около 50 тыс. человек, следует из доклада Positive Technologies (PT) и ЦСР "Северо-Запад".

В корпоративной среде является важным разработать понятную и четкую политику кибербезопасности, которая будет отражать цели организации: регулярные проактивные аудиты ИБ и тестирование на проникновение, чтобы выявлять уязвимости и устранять их. Это будет наиболее удачным решением, но концентрироваться необходимо и на самих специалистах, которые занимаются вопросами ИБ, находить всё более эффективные подходы к привлечению и удержанию кадров – как гласит китайская пословица: "Все цветы завтрашнего дня являются семенами сегодня".

2024 год ставит перед ИТ-руководителями всё новые трудности, требующие переосмысления привычных подходов и адаптации к быстро меняющейся среде: в современном мире слишком много факторов, которые необходимо учитывать для успеха в работе и управлении. Сегодня гибкость и проактивность в вопросах руководства командой – "всему голова".