ПМЭФ 2024. На фото (слева направо): генеральный директор ООО "Флай Дрон" Никита Данилов, исполнительный директор АО "НПП "Радар ммс" Иван Анцев, генеральный директор АО "Глонасс" Алексей Райкевич, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко
Объем рынка беспилотных летательных аппаратов в России в 2024 г. резко возрастет и достигнет 13 млрд руб. против 8 млрд руб. в 2023 г. Ежегодно он будет расти в среднем на 60% и к 2028 г. составит почти 82 млрд руб. Самыми популярными отраслями применения беспилотников станут сельское хозяйство, аэрофотосъемка, грузовая логистика.
ПМЭФ 2024. На фото (слева направо): генеральный директор ООО "Флай Дрон" Никита Данилов, исполнительный директор АО "НПП "Радар ммс" Иван Анцев, генеральный директор АО "Глонасс" Алексей Райкевич, губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко
© ComNews
07.06.2024

ПАО "Ростелеком" на конференции ПМЭФ 2024 представил результаты исследования российского рынка беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). По оценкам экспертов, рынок в 2024 г. может составить 13 млрд руб. Это на 63% больше, чем в 2023 г. - 8 млрд руб. Ежегодно он будет расти примерно в таком же темпе и к 2028 г. достигнет 82 млрд руб.

Также платформа "Национальная технологическая инициатива" (НТИ) и АО "Глонасс" провели совместный опрос среди 1,2 тыс. экспертов беспилотной отрасли на предмет внедрения технологий в БПЛА. По итогам опроса оказалось, что массовому внедрению беспилотных воздушных судов в России препятствует отсутствие нескольких решений: гибридной сети связи (этот пункт выделили 26% проголосовавших), цифрового транспортного права (22%), сертифицированного решения для предотвращения столкновений в воздухе (21%).

Одним из решений этих проблем может стать разработка концепции "Цифровое бесшовное небо", о которой рассказал генеральный директор АО "Глонасс" Алексей Райкевич: "Мы с коллегами из НТИ в 2023 г. приступили к разработке концепции "Цифровое бесшовное небо". Главными целями проекта являются повышение технологического суверенитета России, применение передовых разработок, сквозное регулирование и гибридная сеть связи. Концепция заключается в том, чтобы ответить на вопрос, как правильно и безопасно внедрить в воздушное пространство беспилотники. Пока в полной мере никому это сделать не удалось. Но думаю, что лето 2024 г. будет прорывным в этом плане".

49% респондентов опроса от НТИ и "Глонасс" ответили, что для открытия неба гражданским беспилотным воздушным судам в регионах, где действует запрет, нужна платформа мониторинга полетов, доверенная для надзорных и силовых ведомств, интегрированная с оперативными штабами в регионах. 43% опрошенных считают, что нужна безусловная отмена существующих региональных запретов. И лишь 8% сказали про линию С2 для управления и контроля беспилотных воздушных судов.

Генеральный директор ООО "Флай дрон" Никита Данилов считает, что для эффективности применения дронов нужно "оцифровать" небо: "Поменялась парадигма использования беспилотника за последние годы. Если раньше мы запускали беспилотники в гуманных целях, то сейчас все думают, как бы защититься от них. Поэтому концепция использования единого цифрового неба очень важна. Пока не будет регуляторики в части защиты от беспилотника, вопрос так и не решится. Исходя из этого, мы считаем, что небо надо оцифровать. Это приведет к новому понятию полета и цифрового наблюдения. Интегрированные сети контроля за полетом беспилотников уже существуют, мы ждем только спутниковый сегмент. Мы готовы принять эту технологию, использовать ее, в том числе и для противодействия беспилотников. Если будет единый формат понимания, кто летит в небе, гораздо проще противодействовать чужим беспилотникам. Но просто закрывать воздушное пространство - неэффективно".

В ближайшие десять лет по мнению экспертов рынка беспилотники будут применяться в основном в сельском хозяйстве (так считают 23% опрошенных), в аэрофотосъемке (19%), грузовой логистике на труднодоступных территориях (17%), мониторинге инфраструктуры (15%), грузовой логистике внутри городов (10%), ЖКХ и благоустройстве (9%), пассажирской аэрологистике (7%).

Исполнительный директор научно-производственного предприятия по созданию радиоэлектронных систем "НПП "Радар ммс" Иван Анцев уверен, что дроны должны быть доступны, безопасны и открыты к эксплуатантам: "Мы прекрасно понимаем все барьеры, которые присутствуют на пути доступности. Чтобы обеспечить большое количество дронов в воздухе, нужна открытость неба. Для этого, в первую очередь, должна быть единая цифровая платформа, единые стандарты с точки зрения связи, подготовки полетных заданий. Без этого количество дронов не увеличится. Конечно, надо обеспечивать безопасность. Для этого нужна хорошая связь. Однако, в ближайшие пять лет в России еще будут места, где она вовсе отсутствует. Беспилотники пролетают в автоматическом виде с помощью полетного задания, средств навигации. А с навигацией мы зачастую используем проблемы в некоторых районах, когда не видим спутники. Но при этом дрон должен продолжать полет. Над этим нужно еще работать".

Новости из связанных рубрик