Image by Freepik
45% промышленных компаний России в работе операторских интерфейсов имеют избыточное количество информационно емких мнемосхем со сложной навигацией, что повышает риск ошибок. 31% предприятий имеют острый дефицит квалифицированных операторов. Однако, профильные специалисты видят перспективы в развитии операторских интерфейсов.
© ComNews
05.06.2024

Технологическая группа российской ИТ-компании, специализирующейся на разработке программного обеспечения, "Рексофт" проанализировала существующие промышленные операторские интерфейсы и выявила основные проблемы и вызовы, с которыми регулярно сталкиваются специалисты на производстве. В рамках анализа в мае 2024 г. компания провела опрос более 50 профильных специалистов.

Среди основных проблем существующих операторских интерфейсов специалисты выделяют большое количество информационно емких мнемосхем со сложной навигацией, которые затрудняют работу операторов и повышают риск возникновения ошибок. Из всех опрошенных об этом сообщили 45% респондентов. На втором месте с показателем 31% идут сразу три проблемы: острый дефицит квалифицированных операторов, реактивность поведения операторов, неспособность оператора видеть "общую картину".

Аналитики "Рексофт" объясняют это тем, что специалисты часто реагируют на возникающие проблемы постфактум, а не предугадывают их появление. Такая модель поведения может приводить к увеличению времени реакции оператора на нештатное событие, неверным корректирующим действиям в ответ и снижению общей эффективности производственных процессов.

Еще 25% участников опроса в качестве трудностей назвали большое количество сигнализаций на одного специалиста, что приводит к несвоевременной реакции технологического персонала. При этом 84% отметили важность управления сигнализациями, но внедряют подобные системы на производстве лишь 35% опрошенных.

33% респондентов ответили, что их организации располагают нормативными документами, которые грамотно описывают дизайн человеко-машинных интерфейсов (HMI) и регламентируют технологические процессы. Эти документы нужны для увеличения эффективности работы производственных площадок. Также 33% специалистов считают текущий дизайн HMI на производстве оптимальным, 38% считают его неоптимальным, остальные 29% затруднились дать ответ.

Тем не менее 76% опрошенных видят перспективы в развитии направления усовершенствованного HMI. Респонденты утверждают, что переход к высокоэффективной модели HMI и модернизация процессов работы операторов являются обязательными шагами для роста эффективности систем мониторинга и сокращения числа сбоев в работе оборудования на производстве.

Директор департамента промышленной автоматизации "Рексофт" Ольга Макова отметила, что вопрос оптимизации HMI остается актуальным для большинства предприятий: "Мы уверены, что переход к усовершенствованной модели HMI и модернизация процессов работы операторов станут важными шагами на пути к повышению эффективности производственных систем и снижению числа сбоев в работе оборудования".

Независимый эксперт по рынкам ИТ и телеком Вадим Плесский считает, что прогресс операторских интерфейсов неизбежен: "В последнее время на слуху много разговоров о том, что интенсивно развивающийся искусственный интеллект (ИИ) вытеснит человека во многих профессиях. И если для ряда областей это можно поставить под сомнение, то оператор автоматизированной системы управления технологическим процессом (АСУ ТП) - один из первых кандидатов на замену. "Реактивная модель" (когда человек наблюдает за процессом и вносит в нее коррективы) устарела. На смену ей должна прийти предиктивная модель, а на каком механизме она будет основываться - экспертной оценки, эвристики или ИИ-модели - вопрос вторичный. В рамках интерфейса взаимодействия человека и машины есть много концепций. Для систем АСУ может быть применима концепция виртуальной или дополненной реальности. Это снизит входной поток информации, упростит навигацию по схемам и процессам, улучшит восприятие происходящего человеком, участвующем в человеко-машинном взаимодействии. Российские производственники могут возразить, что "выдавать шлем VR каждому оператору - это дорого". Но скупой, как известно, платит дважды. Игнорировать современные процессы организации производства больше нельзя".

Новости из связанных рубрик