39% российских банков считают, что не успеют перевести объекты КИИ на российское ПО до 1 января 2025 г. Более половины кредитных организаций в 2024 г. заложили в бюджет на эти цели менее 500 млн руб. При этом 88% банков планируют потратить на развитие ИИ в 2024 г. не более 1,5 млрд руб.
© ComNews
04.03.2024

Группа компаний "Б1" и рейтинговое агентство "Национальные кредитные рейтинги" (НКР) провели совместный опрос финансовых директоров 33 российских банков. Опрос проходил в декабре 2023 г. - январе 2024 г. В нем приняли участие как крупные, так и средние российские банки.

По итогам опроса более трети российских банков (39%) считают, что не успеют выполнить требования о переводе объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на российское программное обеспечение (ПО) в установленный срок - к 1 января 2025 г. Сохраняются проблемы с доступностью необходимой номенклатуры ПО, его имплементацией и обеспечением совместимости с другими элементами банковских систем. При этом абсолютные расходы на импортозамещение ПО в 2024 г. остаются умеренными. Более половины (59%) опрошенных банков заложили в годовой бюджет менее 500 млн руб.

Представитель пресс-службы ПАО "Банк ВТБ" рассказал о переходе на отечественное ПО: "Доля независимых от зарубежных технологий прикладных систем банка уже превысила 70%. Расходы ВТБ на отечественное ПО составляют 82% в общем объеме расходов банка на софт. Мы рассчитываем, что к концу 2024 г. объем наших расходов на отечественное ПО превысит 85% и в критической ИТ-инфраструктуре банка останутся только отечественные программные продукты".

Директор по продуктовому развитию инфраструктурных решений компании "Иннотех", занимающейся разработкой ПО для цифровизации банковской отрасли, Денис Веселов уверен, что российские продукты не являются калькой западных: "Мы можем наблюдать значительный прогресс в направлении перехода банков и других финансовых компаний на отечественное ПО. В фокусе ближайших месяцев будет замещение прикладного ПО в банковском секторе. При этом российские вендоры не пытаются просто повторить зарубежные продукты. Они создают качественно новые сервисы, реализуя требуемую функциональность иностранных аналогов, и улучшают опыт российских клиентов с помощью обратной связи. Сами решения выполнены на полностью импортонезависимом стеке. Они способствуют формированию технологического суверенитета".

52% банков используют решения на основе искусственного интеллекта (ИИ). Основными направлениями использования ИИ являются фронт-офис (23% от всех опрошенных банков) и мидл-офис (19%). В деятельности бэк-офиса ИИ используют только 10% организаций. Большинство ответивших на вопрос о бюджете ИИ банков (88%) планируют потратить на развитие ИИ в 2024 г. не более 1,5 млрд руб. Из них 69% - менее 500 млн руб.

Менеджер продуктов системного интегратора в области кибербезопасности Innostage Евгений Сурков считает, что у российских банков есть большой потенциал в развитии ИИ: "Наша банковская сфера с точки зрения цифровых клиентских сервисов является одной из самых развитых в мире. Отсюда и высокие требования, предъявляемые к используемым программным и аппаратным продуктам. Банки ожидают, что рассматриваемые ими решения не просто формально, но и качественно, функционально заместят иностранные, будут в полной мере конкурентоспособны на мировом уровне. Однако у многих банков просто не хватает ресурсов на одномоментную перестройку сложных - и следовательно, дорогих в обслуживании - процессов. Все-таки информационная безопасность для них очень затратна".

Новости из связанных рубрик