Кэптивные ИТ-компании - гости с параллельного рынка
Суммарная выручка кэптивных компаний к 2022 г. превысила 708 млрд руб. В том же году независимый ИТ-рынок России "стоил" 582 млрд руб., такие цифры привел генеральный директор, главный редактор изданий ИГ "КомНьюс" Леонид Коник с трибуны федерального
Он рассказал, что в 2020 г. в России было основано 19 кэптивных ИТ-компаний, в 2021 г. - еще 22. В 2022 г. появилось свыше 30 новых, и к концу года высокотехнологичных "дочек" насчитывалось 150. Но только за последний год их число увеличилось до 250. В основном они принадлежат 89 крупным корпорациям финансового и нефтегазового сектора, а также компаниям из сферы телекоммуникаций. Большинство основанных в 2022-2023 гг. ИТ-"дочек" относятся к сегменту торговли и электронной коммерции. Но "родители" кэптивных компаний бывают самые разные.
Дочерние ИТ-компании появились у "Абрау-Дюрсо" - "Абрау-ИТ", Segezha Group - "Сегежа цифровые решения", авиакомпании "Ютэйр" - Utair IT. ИТ-"дочек" завели "Леруа Мерлен" и "Ашан".
"Рынок кэптивных компаний стал параллельным ИТ-рынком страны, сравнимым с основным, и не обращать на него внимание неправильно", - отметил Леонид Коник. Он спросил у руководителей кэптивных компаний, участвовавших в форуме, о причинах, по которым крупным корпорациям понадобились высокотехнологичные "дочки".
"У нас десятки предприятий, которые находятся в нескольких регионах страны со структурой и системами управления. Очевидно, что повышение эффективности требует, чтобы айтишники были собраны в одном месте, где можно объединить лучшие практики и экспертизы", - ответил генеральный директор ООО "Сегежа цифровые решения" Игорь Козлов.
"Если буквально отвечать на вопрос, зачем ИТ выделяют в отдельные компании, то для того, чтобы в полной мере воспользоваться государственными налоговыми льготами", - прокомментировал генеральный директор ООО "НЛМК-Информационные Технологии" Денис Харитонов.
"Налоговые льготы для меня не единственная причина для создания кэптивной компании. Основная причина - то, что мы являемся центром компетенций в области ИТ", - поделился видением генеральный директор ООО "Газпромнефть - Цифровые решения" Алексей Поперлюков.
"Мы создали "Русагро Тех" в 2022 г. с целью повышения эффективности бизнеса. Вторая причина - налоговые льготы от государства", - ответил генеральный директор ООО "Русагро Тех" Артем Петров.
Руководитель интернета вещей и промышленной автоматизации ПАО "МТС" Антон Салов - единственный, выступающий на форуме представитель материнской компании - считает, что собственная разработка часто выглядит привлекательнее аутсорсинг-решений, так как способствует единому целеполаганию компании и "дочки". По его мнению, если система выстроена правильно, она показывает эффективность.
"Телеком - лицензированная деятельность, поэтому ИТ удобно выделить в отдельную "дочку" и избежать давления бюрократии основной компании на ИТ-подразделение, где процессы проходят проще. К тому же у новой "дочки", которая еще не вышла на обороты, нулевой налог на прибыль, и это помогает, с точки зрения эффективности", - отметил Антон Салов.
Сбербанк идет по пути трансформации кэптивных компаний в продуктовые.
"В чистом виде кэптивными компаниями мы не владеем, это именно продуктовые компании, они представляют услуги как внутрь самого Сбербанка, так и на внешний рынок", - рассказал управляющий директор - руководитель дирекции трансформации клиентов CIB ПАО "Сбербанк" Андрей Дмитриев.
"Надо перестать себя обманывать. ИТ-"дочки" появились ради налоговых льгот для ИТ-компаний, отсрочки от армии - а иначе где взять столько людей для сотни компаний, которые возникли за год. А также ради органичного встраивания ИТ-структуры в материнскую компанию, ведь полевой работник, скажем, нефтегазового сектора не будет так же относиться к айтишнику, как к коллегам. Но если смотреть с глобальной точки зрения, мы идем по пути Китая, где ИТ-структуры являются частью крупных холдингов. Китайский рынок очень похож на наш", - считает старший вице-президент по информационным технологиям ПАО "Ростелеком" Кирилл Меньшов.
"Конкуренция - причина появления ИТ-"дочек", - считает директор ООО "Рольф Тех" Денис Левченко. - Мы все понимаем, что конкурируем друг с другом за ИТ-специалистов, потому что их стало меньше - многие уехали, - а объем внутренних работ в России вырос. Конкуренция происходит не внутри отрасли, а между отраслями. И конечно, просто неразумно не воспользоваться ИТ-льготами, чтобы быть привлекательнее в глазах сотрудников".
Леонид Коник перечислил наиболее распространенные аргументы за и против внутренней разработки, которые наиболее часто приводят ее поклонники и противники.
- Внутренняя компания лучше знает, какие ИТ-решения нужны для собственного продукта.
- "Дочки" работают с маленькой маржой в 3-5%, в то время как сторонний исполнитель при работе на заказ закладывает прибыль в 50-100% и более.
- Разрабатывая продукт внутри, корпорации уверены, что получат гарантированную техподдержку по прогнозируемой цене.
Независимые разработчики приводят аргументы против инсорсинга:
- Внеконкурсная передача заказов ИТ-"дочке" формирует нерыночное ценообразование.
- ИТ-"дочка" использует ресурсы материнской компании, поэтому разработка кэптивной компании дешевле продуктов независимых компаний, которые платят за все.
- Небольшая клиентская база не позволяет вовремя выявить ошибки, увеличивая время доведения продукта до ума.
- На Западе неслучайно сделали ставку на аутсорсинг, поэтому нужно создавать отечественные аналоги SAP и Sclumberger.
"Не боятся ли кэптивные компании остаться без новых технологий, занимаясь одним и тем же - базовой цифровизацией, цифровыми платформами, системами аналитики для корпораций, а значит, вне реального ИТ-рынка, где рождаются технологии нового поколения за счет прибыли коммерческих компаний? - вопрос "с места", заданный гендиректором компании Datana Владимиром Захаровым, взбодрил дискуссию. - У нас рыночные компании не в состоянии заниматься визионерством, технологиями нового поколения, потому что идет бодание за базовую цифровизацию и за копеечную маржу".
Представители ИТ-"дочек" согласились, что испытывают кризис идей, и чтобы противостоять ему, например, предоставляют клиентам научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) за свой счет.
Некоторые признали, что не всегда удается набрать эффективный персонал для кэптивных компаний.
"Чтобы поправить положение, мы выбрали 10 партнеров и создали цифровую лабораторию, где отдаем профессионалам отработать наши гипотезы. Они возвращаются с проработанным кейсом и примерами из мирового опыта", - ответил Артем Петров.
Владимир Захаров изложил позицию корреспонденту ComNews: "Все кэптивные ИТ-компании занимаются базовыми вещами: выстраивают общую архитектуру систем, заставляют их сотрудничать друг с другом. Дальше к ним придут акционеры и спросят, как повышать эффективность. Но предложить им будет нечего. Технологии следующего уровня создаются на открытом рынке. А сейчас одеяло этой деятельности перетягивают на себя кэптивные компании. Деньги уходят не в ИТ-рынок, а металлургам, машиностроителям - холдингам, внутри которых работают эти ИТ-"дочки". Получается, что ИТ-рынок не развивается. Он эволюционирует, если происходит обмен товарами и услугами, а маржа идет на разработку новых технологий".
Но главный ресурс ИТ-индустрии - люди, считает Владимир Захаров.
"Кэптивные компании аккумулируют много людей, и это рано или поздно приведет к кризису нехватки кадров в некоторых областях. Я участвовал в нескольких круглых столах, разговаривал с представителями власти, предлагая распределить людей по вендорам за счет механизмов поддержки бизнеса. Не запрещая кэптивным компаниям работать, нужно стимулировать открытый рынок. Тогда продукты будут зрелыми, технологичными и современными. За счет этого можно обеспечить рыночную конкуренцию с зарубежными компаниями. Иначе ИТ-"дочки" будут создавать "неплохие решения", не имеющие рыночной ценности", - подытожил Владимир Захаров.