Трюки с резюме: какие уловки помогают джунам находить высокооплачиваемую работу в ИT
С ростом популярности онлайн-школ и престижа карьеры в ИT на фоне отъезда россиян за границу в 2022 году на рынке образовался переизбыток начинающих специалистов. Чтобы отфильтровать огромный поток откликов, компании повышают требования к опыту работы. Это побуждает соискателей приукрашивать резюме либо полностью переписывать свою трудовую историю. Нередко такая тактика срабатывает и кандидаты получают заветный оффер. Как им это удается и что об этом думают бизнес и рекрутеры?
"Джунов (от англ. junior — "младший". — Forbes) упразднили. Компании их практически не нанимают. Поэтому деваться некуда — приходится рисовать себе опыт. В противном случае автоматический фильтр hh.ru просто отсеит резюме [начинающих специалистов] и не покажет их работодателю", — сетует в разговоре с Forbes 29-летний разработчик, пожелавший остаться анонимным.
До 2022 года он около 10 лет работал барменом и кладовщиком, но, вдохновившись примером бывшего коллеги, решил перейти в новую перспективную сферу. К лету 2022 году он овладел ИT-специальностью на трехмесячных интенсивах школы кодинга Elbrus Coding Bootcamp в Санкт-Петербурге. Поскольку у него были накопления, он решил повременить с трудоустройством и отдохнуть после насыщенной учебы. Искать подходящие вакансии он начал осенью, когда после объявления частичной мобилизации переехал в Армению.
В резюме он приписал себе три года опыта работы в компании, которая на тот момент искала разработчика. "Я рассудил, что потенциальный работодатель увидит, что там ищут сотрудника, и решит, что это как раз моя позиция освободилась", — поясняет собеседник Forbes. Такая тактика помогла ему получить оффер в российской студии, которая занимается аутсорс-разработкой, уже спустя неделю поисков. По его словам, он получил позицию уровня "мидл" (от англ. middle — "средний". — Forbes) с зарплатой 140 000 рублей в месяц.
Эта история не уникальна, отмечают рекрутеры и специалисты, с которыми поговорил Forbes. На фоне беспрецедентной популярности курсов ИT-профессий на рынке труда возник переизбыток джуниор-специалистов. При этом вакансий для начинающих профессионалов в ИT значительно меньше, чем соискателей. Как следствие, компании завышают требования к кандидатам, чтобы сразу отсеять часть соискателей. Это привело к тому, что выпускники онлайн-школ все чаще приукрашивают свои резюме.
Билет на собеседование
"Конечно, люди врали в резюме всегда, но сейчас тема накрутки опыта в ИT особенно горячая", — утверждает основательница рекрутинговой компании NEWHR Кира Кузьменко. По ее словам, за последние пару лет рынок переполнился молодыми специалистами. Как правило, это выпускники популярных онлайн-курсов, которые поверили в "ложные обещания быстро вкатиться" в ИT и сразу зарабатывать от 150 000 рублей в месяц, замечает она. Число молодых специалистов выросло и из-за массового оттока россиян за рубеж в 2022 году: тогда многие релоканты перешли в ИT, чтобы иметь возможность работать удаленно.
С этими наблюдениями согласен независимый HR-эксперт Владислав Викулов. По его словам, уже к началу 2022 года "откликов от этих джунов после трехмесячных курсов стало немерено". При этом компании не способны обработать гигантский входящий поток резюме и ужесточают требования к кандидатам, чтобы отсеять хотя бы часть резюме, добавляет Кузьменко.
Это вынуждает соискателей прибегать к различным уловкам. Такой вывод Кузьменко сделала на основе опросов около 70 компаний. Она провела их в конце 2023 года, чтобы понять тенденции на рынке труда. По ее словам, варианты обмана могут быть разными. Но чаще всего соискатели "округляют" опыт работы, например, с восьмимесячного до годового, чтобы обойти первичные фильтры и получить "входной билет на собеседование".
Так поступила 25-летняя жительница Саратова. Отучившись после школы на эколога, она устроилась инженером по охране труда на мясокомбинат "Дубки", где зарабатывала 30 000 рублей в месяц. "За два месяца я со всем разобралась и поняла, что дальше — все, никакого развития тут не будет", — вспоминает она. Через полгода она утвердилась в этом наблюдении и решила сменить профессию. Поначалу думала стать частным мастером по маникюру (она обучалась маникюру на курсах параллельно с учебой в вузе), но после рассказа знакомой об онлайн-школе цифровым специальностям "Яндекс Практикум" решила пойти в ИT. Изучив сайт проекта, она выбрала профессию тестировщика — та показалась ей самой интересной — и осенью 2021 года начала обучение.
В конце февраля 2022 года, за несколько месяцев до окончания учебы, она приступила к поиску работы через чат выпускников "Яндекс Практикума". Чтобы повысить шансы на трудоустройство, в своем резюме собеседница Forbes выдавала учебные проекты за коммерческий опыт — так советовали наставники из онлайн-школы. Уже в апреле 2022-го, она устроилась в небольшой московский стартап, который занимался аутсорс-разработкой. На старте ей предложили зарплату 30 000 рублей, а после испытательного срока подняли ставку до 40 000 рублей. Тот факт, что ее доход после перехода в новую сферу изменился незначительно, собеседницу Forbes не смущал — она видела перспективы для карьерного роста. Однако первый работодатель ей не понравился: "Контора была странная. Они набирали толпу джунов и заваливали их задачами разного профиля. [Cреди них] было не только тестирование, но проджект-менеджмент и коммуникации. Мы работали за себя и за того парня".
Поэтому через полгода, в сентябре 2022-го, она уволилась и практически сразу устроилась в зарегистрированный на Кипре стартап, который разрабатывал видеосервисы. Там она заняла позицию джуниор-тестировщика с зарплатой 60 000 рублей в месяц. Вакансию, как и прежде, нашла через чат выпускников "Яндекс Практикума". Но спустя полгода бизнес обанкротился и закрылся. И девушке пришлось искать новую работу. Она считала, что это не составит труда, так как к тому моменту ее суммарный опыт в тестировании составлял полтора года. Однако за следующие два месяца ее не пригласили ни на одно собеседование. Чтобы узнать причину отказов, она писала эйчарам. Оказалось, что компании рассматривают кандидатов с опытом работы от двух лет, вспоминает она.
Тогда собеседница Forbes решила увеличить свой опыт работы в первом стартапе на полгода. Таким образом, хронологически начало стажа совпадало с учебой на курсах. Но потенциальных работодателей это не смущало — благодаря трюку с резюме ее начали звать на собеседования. А в декабре 2023 года она вышла на позицию мидл-тестировщика в сеть по продаже косметики и парфюмерии и увеличила свой ежемесячный доход до 160 000 рублей.
Шквал приглашений
Некоторые кандидаты и вовсе переписывают свою трудовую историю, рассказывает Кузьменко из NEWHR. Нередко они уменьшают опыт в прошлой сфере или выкидывают его из резюме. В этом Forbes признался 31-летний финансист, пожелавший остаться анонимным. В 2022 году он покинул Россию после начала частичной мобилизации. Живя за границей, он не мог работать на прежнюю компанию из-за ее правил безопасности. Поэтому уволился и решил выучиться на аналитика данных. Это одна из востребованных ИT-профессий, позволяющая работать из любой точки мира, поясняет свой выбор собеседник Forbes.
С июня по октябрь 2023 года он осваивал Data Science (от англ. — "наука о данных") на онлайн-курсе Elbrus Coding Bootcamp — школу ему посоветовал знакомый. После он сделал небольшой перерыв, чтобы восстановиться после интенсивной учебы. Поэтому к поиску вакансий аналитика он приступил только в декабре 2023 года. Тогда он выложил на hh.ru "честное" резюме. В нем он отразил семилетний опыт в финансовой сфере и образование в онлайн-школе. Из 100 откликов он получил 79 отказов, 20 компаний вовсе не ответили, лишь в одной ему предложили выполнить тестовое задание, но заветное приглашение на собеседование получить так и не удалось. "Так как резюме отражало мой многолетний опыт работы в другой сфере, работодатели сначала воспринимали меня как "сеньора" (от англ. senior — "старший"), но, изучив детали, разочаровывались и отказывали", — предполагает собеседник Forbes.
Тогда он решил переписать резюме. Он сократил весь предыдущий опыт в сфере финансов до одного месяца и переписал свои обязанности на прежнем месте работы, приблизив их к требованиям вакансий. "По сути, я себя понизил: на старой работе у меня уже был управленческий опыт, а я написал, что я занимался преимущественно данными", — признается собеседник Forbes. А чтобы резюме не было совсем пустым, он "нарисовал" себе еще суммарно три года опыта в качестве дата-сайентиста в вымышленной компании, а также на учебном проекте для буткемпа (лагерь для интенсивного изучения программирования. — Forbes) и в стартапе друга. Этот подход сработал — его стали звать на собеседования. "Если раньше у меня совсем не было приглашений, то сейчас их шквал", — гордится он.
Без гарантий
Викулов и Кузьменко отмечают, что у компаний зачастую нет времени и ресурсов проверить всю информацию от кандидата, отсюда возникают "ошибки найма". Об этом говорят и два анонимных собеседника Forbes, которым удалось устроиться на работу благодаря "накрутке" опыта. Они отмечают, что компании редко проверяют юрлиц, которые указаны в резюме соискателей.
Тем не менее обман в резюме не гарантирует трудоустройства, отмечают собеседники Forbes. Профнепригодность может раскрыться на этапах собеседования и тестового задания, говорит руководитель отдела разработки в компании из сферы информационной безопасности "СерчИнформ" Дмитрия Гацуры. "Бывают случаи, когда кандидат не может ответить на простейшие технические вопросы, скажем, по базам данных, хотя в резюме указывал опыт работы с ними", — говорит Гацура.
На тестовое задание и техническое собеседование уповают и в СКБ Контур (разработчик онлайн-сервисов для бизнеса). Как правило, кандидаты, которые адаптировали свое резюме под вакансию, на собеседованиях теряются при уточняющих вопросах, отмечает руководитель направления подбора персонала СКБ Контур Юлия Мельчугова.
По мнению технического директора агентства электронной коммерции Aero Андрея Почтова, чтобы понять, приукрасил ли соискатель заявленный в резюме опыт, необходимо "копать вглубь" и задавать открытые вопросы соискателю. "Например, на наших собеседованиях я всегда спрашиваю: расскажи, как ты это применял на практике, зачем нужно это использовать, что будешь делать в этой ситуации, — говорит он.
Впрочем, зачастую профнепригодность проявляется только после того, как молодые специалисты устроились на работу. Нередко из-за дорисованного опыта они попадают на высокие должности и сталкиваются с более сложными задачами, чем те, которые они выполняли во время учебы. "Тимлид (руководитель команды. — Forbes) может иметь пробелы в базовых знаниях, хотя [судя] по резюме — все хорошо", — приводит пример Почтов. Из-за недостатка знаний и навыков некоторые "вылетают" с работы уже через несколько месяцев после старта, добавляет Викулов. Однако есть те, кто проявляет себя и строит успешную карьеру. Например, 29-летний разработчик, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что после трудоустройства столкнулся с задачами, которые обычно доверяют тимлидам, но справился с ними и благодаря этому уже дважды "уходил на повышение".