Кредитная история стала доступна внутри финансового маркетплейса "Сравни.ру"
Игорь Корчагин, менеджер продукта "Кредитный рейтинг" ООО "Сравни.ру", сообщил, что финансовый маркетплейс запустил сервис "Кредитный рейтинг", чтобы пользователь смог отслеживать показатель кредитного рейтинга и его изменения: сервис показывает текущие кредиты, график платежей, просрочки и нагрузку по текущим платежам.
Игорь Корчагин добавил, что платформа собирает данные из двух крупнейших бюро кредитных историй, получая соглашение пользователя через "Госуслуги". По его словам, продукт уже доступен для пользователей на сайте и в мобильном приложении, плата за его использование не взимается.
Компания уже инвестировала в разработку 250 млн руб. из собственных средств и планирует до лета 2024 г. потратить еще 100 млн руб. на доработку продукта. На вопрос корреспондента ComNews, станет ли этот продукт платным для пользователей в будущем, Игорь Корчагин ответил, что пока коммерциализировать его компания не планирует.
Как объяснил Игорь Корчагин, банки платят платформе "Сравни.ру" за то, что пользователи, узнав о банковских продуктах на маркетплейсе, становятся их клиентами. "Сравни.ру" инвестирует в сервис "Кредитный рейтинг", чтобы человек мог отследить кредитную историю, улучшить рейтинг и воспользоваться новыми кредитными предложениями.
По данным "Сравни.ру", в 2023 г. средний кредитный рейтинг россиян составил 602 балла из 1000, что говорит о вероятности отказа в кредите. После проверки кредитного рейтинга на "Сравни.ру" 10 тыс. клиентов закрыли кредитные карты, которыми они не пользовались. Их средняя кредитная нагрузка сократилась с 63% до 54%, а кредитный рейтинг повысился с 792 до 847 баллов", - сообщили аналитики платформы.
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что сумма, которую компания собирается инвестировать в доработку сервиса, достаточна, чтобы сделать продукт и достоверно выяснить, будет ли он пользоваться спросом. "Финансовые маркетплейсы вместе с телеком-операторами и бигтехом постоянно создают давление на традиционный рынок банковских услуг, заставляя этот рынок трансформироваться быстрее, чем ему хотелось бы", - добавил он.
"Сравни.ру" нацелено на добавление полезной функции в текущую структуру, и 100 млн руб. хватит для такого масштаба обновления. С этой суммой они могут даже полностью обновить текущий проект", - считает Кирилл Владимиров, генеральный директор ООО "ИТ ОНЛИ" (ИТ-компания ONLY).
"Артем Тузов, директор Департамента корпоративных финансов ИК "ИВА Партнерс" тоже считает, что затраты в 100 млн руб; на предоставление нового сервиса аудитории вполне приемлемы, поскольку сам продукт будет основываться на данных из уже существующих БКИ и не требует больших финансовых затрат на запуск.
"Финансовые маркетплейсы - это агрегаторы спроса. И с каждым годом они становятся все более значимыми на рынке. За счет гарантий от агентства по страхованию вкладов до 10 млн руб., пользователям выгоднее использовать именно финансовые маркетплейсы для депозитов. А привычка использовать сервис помогает продавать пользователям и кредитные продукты Банкам", - добавил Артем Тузов.
Безопасно ли доверять "Сравни.ру" кредитную историю
Заместитель генерального директора группы компаний "Гарда" Рустэм Хайретдинов объясняет, что бюро кредитных историй с точки зрения цифровой системы сбора, хранения и обработки данных - это не монолит, а много приложений и других элементов инфраструктуры.
"Современные средства безопасности способны защитить цифровую систему любой сложности, вопрос только в том, как сама эта система построена и управляется и, прежде всего, как компании будут обмениваться данными. Если между разными системами будут ходить какие-то выгрузки, файлы с данными, если для перемещения данных будут использованы файловые обменники, включая облачные, - это довольно сложно управляемая история с точки зрения безопасности. Если системы будут общаться между собой по API, передаваться будут не массивы данных, а маскированный ответ на какой-то конкретный запрос, скоринг, аналитика и другие форматы, не подразумевающие передачи больших объемов данных, то с точки зрения безопасности это хорошее и понятно защищаемое решение", - добавил Рустэм Хайретдинов.
Максим Горин, руководитель департамента информационных технологий компании "Первый Бит", объяснил, что в любой информационной системе при увеличении или расширении количества сервисов увеличивается количество рисков, связанных с возможностью отказа отдельных узлов или системы в целом. "Потенциально увеличиваются риски утечек информации при увеличении количества интеграций и обработкой персональных данных между информационными системами. Однако при условии соблюдения всех технологических процессов, связанных с обеспечением и поддержанием безопасности персональных и других данных, риски будут минимальны", - добавил он.
Константин Степанов, исполнительный директор ООО "ХФ Лабс" (ИТ-компания HFLabs), отмечает, что человек может запросить кредитную историю в каждом бюро кредитных историй ограниченное количество раз, а отслеживание - платная услуга. "В "Сравни.ру" она пока бесплатная, что удобно для пользователя, и при этом интерес платформы понятен с точки зрения продвижения финансовых продуктов через этот сервис. Мы видим, что количество утечек у регулируемых организаций - у банков в первую очередь - минимально по сравнению с другими отраслями. "Сравни.ру" как финансовый маркетплейс также регулируется Центральным банком по российскому законодательству", - добавил он.