Школьные педагоги чаще стали пользоваться соцсетями и мессенджерами
Большинство школьных педагогов хорошо разбираются в основных социальных сетях и мессенджерах, которые могут использоваться в образовательных и коммуникационных целях (рост на 4 п.п. за 5 лет с 80% до 84%). 95% педагогов свободно пользуются ими (рост на 6 п.п. с 2018 года, было 89%).
Аналитический центр НАФИ измеряет уровень цифровой грамотности российских педагогов с 2018 г. 5 октября 2023 г. было представлено очередное исследование, приуроченное к Международному дню учителя. В опросе приняли участие участие 796 учителей (общее образование) из всех федеральных округов России.
За последние 5 лет выросла доля учителей, демонстрирующих высокую осведомленность о распространенных социальных сетях и мессенджерах. Так, в 2018 году 80% опрошенных выражали твердую уверенность в том, что они знакомы с основными приложениями и платформами, которые могут использоваться в образовательных и коммуникативных целях. На сегодняшний день уверенность в знаниях характерна для 84% учителей (рост на 4 п.п. за 5 лет).
Подавляющее большинство школьных педагогов обладают хорошим опытом пользования мессенджерами и социальными сетями. В 2018 году 89% участников исследований заявляли, что могут пользоваться ими абсолютно свободно. В 2023 году доля таких педагогов выросла до 95% (рост на 6 п.п. за 5 лет).
Общаясь и реализуя образовательные задачи через цифровые платформы, и учителя, и школьники должны соблюдать общепринятые нормы уважительного общения. Такого мнения придерживается практически каждый учитель школы (97%). За последние 5 лет эта доля осталась неизменной.
Заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов: "С каждым годом влияние цифровых технологий на школьное образование становится все сильнее. Только осознанное и управляемое использование цифровых технологий в учебном процессе может принести учащимся пользу. Если вчера на повестке дня стояли вопросы технической оснащенности школ и базовых навыков учителей в работе с компьютерами, то сегодня насущные вопросы — учительская инициатива, вовлеченность и высокий уровень мотивации к использованию в педагогической работе цифровых технологий.
Роль институтов развития образования — поддерживать и развивать эту инициативу с помощью повышения квалификации, выделения грантов, организации обмена опытом с российскими и зарубежными коллегами.
Исследования дают возможность осуществлять эту поддержку адресно. К примеру, мы видим, что в части использования цифровых устройств педагоги-женщины испытываю трудности втрое чаще. Освоение новых приложений имеет четкую возрастную дифференциацию: педагоги старше 55 лет втрое чаще сталкиваются здесь с проблемами, нежели молодые учителя до 35 лет. При этом в части отношения к инновациям, интересу к технологическим трендам наиболее заметая разница — по географии: учителя Урала, Сибири и Дальнего Востока обладают вдвое меньшим интересом к этим темам, нежели учителя Центральной и Северо-Западной России".