Большинство программных продуктов для предприятий и организаций дублируют функционал, уровень одинаковых решений достигает 80%. Разработчики призвали учитывать это при создании решений и переходить на более гибкие облачные технологии.
Денис
Тельманов
© ComNews
20.09.2023

О дублировании функций ПО шла речь на заседании комитета по информационным технологиям "Ассоциации менеджеров" "Внедрение корпоративных решений для капиталоемкого бизнеса", посвященного решениям и практикам в управлении оборудованием, имуществом и производственными активами.

Заместитель генерального директора "Консист Бизнес Групп" Владимир Егоров отметил, что с 2020 г. наблюдается тренд на расширение материальных активов. "Во всех индустриях существуют различные подходы к использованию материальных активов в операционном контуре бизнеса. До 2020 г. в моде была постиндустриальная экономика, нематериальные активы, и все старались развивать корпоративные ценности именно в области нематериальных активов без владения какими-то значимыми капитальными объектами, промышленными сооружениями. С 2020-х годов тренд начал пересматриваться и уже в мире начали обращать внимание на то, что сектор услуг, профессиональные услуги, туризм, ритейл и даже многие агрегаторы стали вводить в операционный контур значительные материальные активы. Поэтому система управления технобслуживанием и ремонтами важна не только для промышленности. Сегодня конкурируют уже не отдельные продукты, а их конгломераты и объединения", - отметил Владимир Егоров.

Директор по развитию Wone IT Сергей Евпак отметил, что обработка данных с датчиков позволяет сформировать систему предиктивной аналитики отказов оборудования, которая позволяет осуществлять обслуживание и ремонт до того, как тот или иной механизм сломается.

"Это реализуется за счет создания сенсорных систем, когда на оборудовании размещаются датчики, они объединяются в сети, их показания становятся доступными для анализа. Здесь используется и ИИ, и нейросети, которые прогнозируют отказ. Все это собирается, обрабатывается и помещается в хранилище. Такая система не может жить без EAM (Управление активами предприятия с помощью систем управления цепочкой поставок, персоналом, интернетом вещей (IoT), системами датчиков, географическими информационными системами, GPS и т.д. на основе локальных или облачных технологий)", - подчеркнул Сергей Евпак.

Директор Центра Национальной технологической инициативы "Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем" НИУ МЭИ Александр Волошин рассказал, что в промышленности в целом и в электроэнергетике в частности до недавнего времени приобладал тренд на коробочные программные продукты, которые замкнуты сами в себе и не имеют возможности интеграции. "Такие продукты существенно ограничены в плане поддержки жизненного цикла самого этого решения. А ведь решения по сбору и мониторингу данных тоже должны с развитием технологии уметь эволюционировать. Жесткие коробочные решения без возможности интеграции существенным образом ограничивают возможности по развитию функционала, по переходу, например, с импортного на отечественное ПО, аппаратные комплексы. Когда мы переходим к новой версии продукта, к масштабированию, коробочные решения нас ограничивают в горизонтальном и вертикальном масштабировании. И когда мы проводим модернизацию оборудования, часто именно оборудования систем автоматизации, нам приходится все перепроектировать, потому что технологии устарели, сами технологии не позволяют эволюционировать", - рассказал Александр Волошин.

Кроме того, до 80% функций таких продуктов дублируют друг друга. "Мы провели анализ решений, которые применяют в электроэнергетике для решения различных задач - это не только EAM-системы, не только системы диспетчерского управления, а в прицнипе есть ряд систем, которые применяются в отрасли. И мы выяснили, что у них 80% функций одинаковые. Это управление пользователем, базами данных, нормативная справочная информация, паспортизация оборудования, хранение данных и т.д. - основная ценность, которую эти коробочные продукты привносят, она составляет всего 20% от функциональности устройств", - сказал Александр Волошин.

Он отметил, что выходом из такой ситуации является развитие платформенных продуктов, которые позволяют внедрять и изменять различные программные решения, которые используют общие данные. "И здесь и есть тот потенциал синергии и взаимодействия, когда мы в рамках одной платформы эти 80% функций выполняем универсальным образом и предоставляем результаты выполнения этой функции различным прикладым сервисам, чтобы они не повторяли общие задачи. И это формирует новые требования, новую концепцию. И применение облачных решений для этого очень хорошо подходит. Потому что мы видим, что такие решения уже можно строить на этих технологиях. Целесообразно создавать общую платформу и инфраструктуру для того, чтобы выполнять взаимосвязанные задачи - в частности, управление, мониторинг и планирование ремонта", - отметил Александр Волошин.

По его словам, большие промышленные компании оперируют данными, сравнимыми со всем рунетом. "Здесь важно, что для больших капиталоемких корпораций количество единиц оборудования большое - на примере электроэнергетики это сотни миллионов устройств. То есть, это больше, чем аудитория рунета. И каждое такое оборудование генерирует большое количество сигналов - от нескольких сотен до нескольких тысяч, хранить которые надо десятки лет. Темп обновления данных тоже очень высокий - для центра управления, куда стекаются данные от производственных площадок, цикл обновления по регламентам может быть от одной секунды и больше, в зависимости от типов данных. Но все равно, большое количество данных формирует большой трафик, и смысл в том, что эти технологии, которые обрабатывают большие объемы данных, строить по определенным правилам", - отметил директор Центра Национальной технологической инициативы "Технологии транспортировки электроэнергии и распределенных интеллектуальных энергосистем" НИУ МЭИ.

По его словам, благодаря внедрению платформенных решений удалось перезапустить многие коробочные продукты, что позволило исключить выполнение одной и той же задачи в разных сервисах. "В этом смысле нам не нужно дважды оплачивать одну и ту же работу. И это не только приобретение и настройки программно-аппаратного комплекса. Когда у нас появляется новый станок или новый цех, или происходит обновление информации, пользователи этой системы должны одну и ту же информацию внести как в одну систему, так и в другую, а иногда и в третью. Когда у них нет общих ресурсов, нет хранилища мастер-данных, мы должны контролировать и обеспечивать целостность данных в разных системах, выполняя это вручную. Это большое количество ошибок, человеческого фактора, и в конечном итоге неэффективно работающая система. Поэтому вот эта платформенность очень важна", - подчеркнул Александр Волошин.

Новости из связанных рубрик