МТС в B2B: на пороге изменений
Хизова
директор департамента по продуктам бизнес-рынка МТС
Непрофильный бизнес для оператора связи ПАО "МТС" растет ускоренными темпами и скоро догонит основное направление - телеком. О том, как увязаны основной и нетелекоммуникационный бизнесы в компании, а также о новом подходе к проникновению в отрасль рассказала ComNews Ксения Хизова, директор департамента по продуктам бизнес-рынка МТС.
Для начала поговорим о корпоративных клиентах МТС. Так сложилось, что МТС всегда удерживал основную часть корпоративных пользователей связи, как минимум в Москве. Какая доля в текущей абонентской базе МТС приходится на корпоративных клиентов?
Статистика меняется от месяца к месяцу. На сегодняшний день среди B2B-клиентов МТС около 290 тысяч компаний, как в малом, так и в среднем и крупном бизнес-секторах.
Какую долю занимает В2В в структуре доходов компании?
В B2B МТС есть разделение на два направления. Первое – это телефония и ШПД (широкополосный доступ в интернет). Второе направление включает в себя несколько продуктов: кибербезопасность, облачные решения, партнерские продукты в лице команд Webinar, "Гольфстрим", "Скаут". Перевес идет пока в сторону первого направления. Но и второе показывает сильный рост. Мы ожидаем, что в ближайшие несколько лет показатели сравняются. Только за 2022 год второе направление выросло на 67% по сравнению с 2021 годом.
Какова величина ARPU корпоративного пользователя МТС и его структура? Какая доля приходится на телеком-сервисы и нетелекоммуникационные услуги?
Важно отметить, что доля пересечения телекома с другими услугами составляет примерно 20%. Сравнивать ARPU в телекоме или в телефонии с ARPU в продукте, например, ВКС (видеоконференции), будет неверно. Это абсолютно разные показатели, поэтому в В2В мы их не используем. Вместо этого ориентируемся на метрику LTV по телефонии и ШПД отдельно и в разрезе каждого продукта.
Как увязаны телеком и непрофильный бизнесы в МТС? Есть ли у руководителей компании KPI по проникновению цифровых сервисов в базу В2В пользователей связи?
Стабильные KPI есть в телефонии и ШПД. С нетелеком-направлением ситуация чуть сложнее. Последние три года портфель B2B-продуктов постоянно пополнялся новыми проектами. Буквально недавно мы закрыли сделку по приобретению компании "Зеленая точка", завершили покупку компании "Скаут", год назад приобрели разработчика решений для видео-встреч, вебинаров и онлайн-мероприятий Webinar. Поэтому на текущий момент у нас есть понимание, какой бюджет и какие KPI мы выставляем в разрезе конкретных продуктов. Следующим этапом станут уже показатели по проникновению цифровых сервисов в базу В2В-пользователей связи.
Какую долю доходов МТС получает от нетелекоммуникационного бизнеса?
Мы работаем над тем, чтобы до 2025 года доля доходов от нетелекоммуникационного бизнеса сравнялась с результатами по телеком-услугам. Как я уже говорила выше, нетелеком-сервисы прирастают быстрее стандартных услуг связи в процентном соотношении, вопрос лишь в том, когда именно доли станут равными.
Назовите топ-5 цифровых сервисов МТС по объему продаж в В2В секторе?
Прежде всего, это Cloud, облачные решения, M2M (Machine to machine или межмашинное взаимодействие) и платформа IoT, по этим сервисам мы в 2022 году стали первыми на рынке. В 2023 году продолжаем развивать платформу, добавлять функционал, работать с аналитическими системами. Следующий сервис – ИСС (интеллектуальная сеть связи), включающий оператора связи МТТ и наш портфель соответствующих продуктов. Высокий спрос есть также на сервисы для обеспечения кибербезопасности. Хорошие результаты показывает и направление импортозамещения цифровизации, включая партнерское ПО. Мы подписали публичное соглашение с компанией "МойОфис" (ООО "Новые облачные технологии"), предустанавливаем ПО партнеров с обновлением на смартфоны из нашей линейки. Такая модель работы позволяет сильно увеличить маржу по продаже оборудования.
Операторы мобильной связи, компании "большой четверки" отличаются разве что корпоративном цветом. Но в продвижении цифровых сервисов каждый идет уникальным путем. В чем основные отличия цифровой стратегии МТС от конкурентов?
Не могу согласиться, что только цветом, различий множество, и подход к продвижению цифровых сервисов – просто один из них. Если говорить конкретно, то в непрофильном бизнесе мы перестраиваем процессы, чтобы работа велась в связке с продуктами по комплексному присутствию. И здесь мы сфокусированы на тех решениях, которые обеспечивают большую маржу. Поэтому мы делаем то, что не делают другие операторы – запускаем сервисные вещи на базе оборудования. И в рамках работы с продуктом видеонаблюдения по подписке, и в рамках направления импортозамещения оборудования и ПО, запускаем сервисную модель через типовые инструменты и продолжаем сотрудничество с клиентом рекуррентными платежами.
МТС – единственная компания на операторском рынке, которая работает в таком формате. Другие работают точечно с конкурентными продуктами, видеонаблюдением, безопасностью, M2M. Не все, как мы, покупают ВКС-платформы, но тем не менее конкуренция есть.
С другой стороны, у конкурентов нет даже типовых инструментов понимания, из какого сегмента клиент. Многие стараются конкурировать именно за счет классического демпинга.
Можно ли сказать, что вы больше считаете конкурентами коллег не по "большой четверке", а по экосистемности. Например, "Сбер", "ВК"?
Это действительно так. МТС в течение последних лет развивает собственную экосистему сервисов, поэтому мы во многом ориентируемся на других игроков данного рынка и выстраиваем соответствующие процессы работы с клиентами. Для того, чтобы продавать услуги, нужно дать хороший бонус в пакете на входе. Это еще одна отличительная особенность в рамках оценки рынка, которую у наших конкурентов-операторов мы даже в зачатке пока не видим. Если спросить про конкуренцию по экосистемности – ответ да, мы активно смотрим в эту сторону.
Делает ли МТС ставку на специализированные цифровые решения? Много ли их у компании и какую долю дохода они приносят?
Специализированные цифровые решения – это и есть портфель нетелеком-сервисов. Он, как я уже говорила, пока еще меньше половины. Топ-5, который обсуждали выше, – это наши драйверные направления, которые имеют потенциал и возможности для завоевания большей доли рынка. К этому списку можно отнести и Webinar, у которого есть все шансы стать заменой ушедшим ВКС-сервисам.
МТС купила компанию МТТ летом 2021 года. Раньше они работали исключительно на В2В рынке. Почему МТС не присоединила МТТ и даже сохранила прежний логотип и бренд компании?
МТС не стремится переманить всех на красно-белую сторону. В портфеле компании есть, к примеру, Webinar, "Гольфстрим" и еще ряд продуктов, которые остаются самостоятельными, и МТТ – один из них. Практика наших конкурентов на рынке телекома – наглядный пример того, что не всегда нужно ломать работающую структуру. МТТ очень хорошо работает со своим сегментом рынка, с клиентами. Кроме того, необходимости ребрендинга МТТ не возникло, потому что компании сосредоточены на совместном проекте – МТС Exolve.
МТС приобрела МТТ в 2021 году, и уже в начале 2023 года произошел запуск МТС Exolve. Полтора года – для ИТ-рынка это достаточно короткий срок. В настоящий момент мы моделируем продажи и настраиваем работу команд. При этом продажи могут осуществляться как от МТТ, так и от МТС. И здесь нет никакого диссонанса, потому что наша цель, учитывая большой портфель клиентов в продукте, – объединить команды. МТС покупал компанию в том числе для того, чтобы разгрузить экспертизу огромной платформы, которая сейчас обрастает функционалом. Внутри МТС уже запущен процесс миграции, объединения двух клиентских баз на базе одного продукта. У нас есть сквозные задачи, KPI. Здесь мы выстроили очень комфортные условия друг для друга.
Продвигают ли МТС и МТТ услуги друг друга?
Да, конечно. Когда мы говорим о покупке компании, "Зеленая точка" это, или Webinar, или "Гольфстрим", то понимаем, что нам интересна уникальная база клиентов, которая не пересекается с нашей. Мы проводим анализ компании и её клиентов, чтобы сразу понимать потенциал в разрезе каждого продукта. И эти базы действуют в рамках нашей работы с рынком. Не могу сказать, что это полностью автоматизированный процесс, но мы идем в автоматизацию.
Три месяца назад была запущена платформа МТС Exolve. Имеют ли перспективы продукты, ориентированные на голосовую связь, SMS и другие телеком-сервисы в той ситуации, когда коммуникации перешли в онлайн-среды и мессенджеры?
МТС Exolve — омниканальная платформа нового поколения, которая обеспечивает взаимодействие бизнеса с клиентами и по классическим каналам, и по цифровым: это не только голосовая связь, но и текстовая - и SMS, и Messaging. Классические каналы коммуникаций растут, и цифровые их только дополняют. Роботизация является вторым важным компонентом в МТС Exolve. В ближайшее время она будет расширена и будет доступна не только в голосовом формате, но и в текстовых каналах, включая различные мессенджеры. Преимущество платформы именно в том, что что она обеспечивает омниканальность, то есть единую точку входа для всех видов коммуникаций.
Все ли цифровые услуги МТС создает своими силами и силами дочерних компаний, либо продвигает решения сторонних разработчиков по принципу White label?
У нас есть история запуска API-портала, такая модель присутствует у Московского кредитного банка и у Сбербанка. Конкретно сейчас формат White label – это некие кастомные интеграции под клиентов. Пока мы смотрим в классическую модель дистрибуции, более привычную для рынка. Но Exolve – это шаг в то, чтобы создать API-платформу с разными продуктами, которую тоже можно будет использовать для монетизации с продвижением через API-интеграции.
На чем сейчас сфокусирован МТС в рамках развития B2B?
Сейчас наш фокус – это категоризация рынка клиентов по отраслевым направлениям, которая уже показала эффективность в пилотном запуске. Мы предлагаем клиентам не просто конкретные продукты, а стараемся определить его потребность в зависимости от отрасли бизнеса. То есть у нас есть не 20 менеджеров, у каждого из которых свой продукт, и они все идут к одному клиенту каждый со своим предложением, а конструктор продуктов, который складывается необходимым образом исходя из интереса клиента.
Кроме того, сейчас у нас в разработке находится онлайн-витрина, которая будет наполнена всеми имеющимися продуктами, и будет представлена в формате приложения и web-версии. Это ещё один шаг к тому, чтобы захватить ту долю рынка с точки зрения non-core продуктов, которые сейчас у нас не являются лидирующими, это МСБ-сегмент. Уверены, что онлайн-цикл полной продажи поможет нам быстрее масштабироваться.