Без отрыва от реального производства
Новые программные решения помогают эффективнее взаимодействовать внутри команды, привлекать и удерживать специалистов. Разработчики предлагают все больше отечественных HR-tech продуктов, а обучение работе с ними становится частью корпоративной культуры.
Объем российского рынка HR-Tech по итогам 2021 г., по подсчетам TAdvisor, оценивался в 26,5 млрд c перспективой роста за 2022 г. на 9 %. До второго квартала прошлого года основным поставщиком решений в области HR-Tech была немецкая компания SAP, но она свернула свою деятельность в России. Освободившуюся нишу начало занимать отечественное программное обеспечение.
"Мы фиксируем рост спроса на изучение работы с российскими операционными системами и офисным ПО, - отмечает руководитель комитета по информатизации образования АРПП "Отечественный софт" Анастасия Горелова. - В первую очередь идут учиться сотрудники компаний, которые уже начали внедрение подобных решений на рабочих местах".
Со студенческой скамьи
Умение работать с локальным софтом особенно важно для инженерных профилей - администраторов, специалистов по внедрению ИТ-решений, архитекторов ИТ-систем. Для рядовых пользователей это тоже актуально, поскольку дает конкурентные преимущества при поиске работы. "В условиях перехода на российские технологии тот, кто сможет быстро переучиться, будет иметь больше возможностей трудоустройства, - убеждена Горелова. –-Достаточно посмотреть открытые вакансии по ключевым словам Astra Linux, "Ред ОС", Alt, Postgres, "Мой офис" и т. д. - количество предложений растет в среднем на 15 % ежемесячно".
Студентам "переучиваться" не придется: российские вендоры постепенно встраивают свои программы в учебные дисциплины университетов. "Это наиболее действенный способ подготовить специалиста, востребованного на рынке труда, - полагает Анастасия Горелова. - Краткосрочные курсы дадут навык, но не сформируют глубокого понимания технологий. Включение российского ПО в учебную практику формирует знания, навыки и, что немаловажно, лояльность к продукту".
В АРПП систематизировали подобные курсы и создали каталог образовательных инициатив и программ. Он пригодится как для вузов, которые хотят разнообразить учебный процесс и повысить качество подготовки выпускника, так для студентов при выборе дополнительных образовательных программ и стажировок от ИТ-компаний.
Вузы и сами пользуются отечественным продуктом. К примеру, в Российском новом университете (РосНОУ) в этом году ввели электронные ведомости. "Мы избавились от печати бумажных ведомостей, - отмечает ректор РосНОУ Владимир Зернов. - В день сдачи экзамена преподаватель проставляет оценки в электронной ведомости, нажимает кнопку "Утвердить" - и данные попадают в информационную систему". С этой системой вуз синхронизировал работу бухгалтерии и отдела кадров, например, кадровики вносят информацию о новом сотруднике, и она становится доступна другим отделам. "Это не штатная функция, а наша доработка", - уточняет Зернов.
Примерно так поступают многие корпорации: либо покупают и дорабатывают под свои нужды готовые решения, либо привлекают сторонних разработчиков в партнеры, разрабатывают их "под себя" силами собственных ИТ-департаментов.
Зачет автоматом
Для кадровиков опыт работы с российским ПО - значимый фактор при отборе соискателей. Эйчары также отвечают за быстрое введение новичков в курс дела, оптимизацию рабочих мест, расчет зарплаты, тайм-менеджмент, программы мотивации, конкурсы и аттестацию, отчетность и аналитику.
"Внедрение HR-решений значительно облегчает работу сотрудникам HR-подразделений, - поясняет первый вице-президент MOLGA Consulting Сергей Никитин. - Если решения автоматизации грамотно реализованы, то появляются четкие алгоритмы действий. Руководители вовремя отслеживают статусы, сотрудники имеют доступные сервисы, а HR управляет всей палитрой своих инструментов".
На взгляд эксперта, внедрение одной лишь системы оценки персонала по целям и компетенциям на крупном предприятии позволяет сократить процесс подготовки к запуску оценки на несколько дней, а иногда и недель. Автоматизация подбора персонала, от приема заявки кандидата на вакансию до принятия его в компанию уменьшает срок жизненного цикла подбора в несколько раз. А грамотно выстроенный процесс обучения в совокупности с мобильными решениями помогает отслеживать поддержание квалификации сотрудников, занимающих ответственные должности, и позволяет им своевременно проходить обучение в удобном формате из любой локации.
"Автоматизация найма доказала свою эффективность, поэтому спрос на технические продукты в рекрутинге будет только расти, – убежден управляющий директор платформы "Авито работа" Артём Кумпель. – Сегодня на рынке множество решений, заточенных под решения глобальных или более точечных задач".
Некоторые решения предлагают и сами хедхантеры: к примеру, не так давно "Авито работа" запустила чат-боты HR Messenger для работодателей и соискателей. "Обычно учеба работе с чат-ботами занимает от одного до двух месяцев, - говорит CEO HR Messenger Руслан Абдулганиев. - Простой во взаимодействии интерфейс и библиотека из 380 готовых сценариев чат-ботов для всех процессов, от найма до ухода сотрудников из компании, также помогают внедрять продукт в процессы быстрее".
Проста в освоении и онлайн-платформа "Сбера" - "Сберподбор". Она позволяет HR-менеджерам и рекрутерам отслеживать статистику и воронку найма сотрудников на всех этапах подбора, от предварительного скрининга кандидата до тестового задания и согласования предложения о найме. Но бывают и более сложные решения.
HR на "Пятерочку"
Формат и продолжительность учебы сотрудников коррелирует с масштабом бизнеса.
"Обучение - это часть процесса внедрения российского ПО, а длительность и сложность внедрения зависит от глубины и сложности функциональных требований и, конечно, от величины самого предприятия, - поясняет Сергей Никитин. - Представьте себе простой процесс оценки, максимально приближенный к лайкам в социальных сетях. Внедрение такого процесса может пройти стремительно, а обучения фактически и не требоваться. Если же взять процесс построения корпоративного университета, то и срок внедрения, и обучение могут занять значительное время".
При этом использование современных методов и форм, таких как вебинары, ролики, симуляционные инструкции, позволяет ускорить учебу или вообще исключить обучение как выделенный процесс.
Например, у компании X5 Group (сеть супермаркетов "Перекресток" и "Пятерочка") технологические компетенции для HR-задач сосредоточены в домене HR X5 Tech. Это отдельная команда, которая разрабатывает и внедряет решения для всех функций HR- группы, в частности единую систему для подбора офисного персонала, платформу для постановки и отслеживания прогресса по целям, единый HR-кабинет сотрудника. Обучение этим системам проходит как в очном (вебинары, демо), так и в асинхронном формате (видео-уроки, текстовые wiki и др.).
"В зависимости от задачи и уровня технологической компетенции сотрудника для обучения применяется определенный набор инструментов, - поясняют в пресс-службе X5 Group. - Он может включать в себя отдельные курсы и видеоуроки на базе собственной "Цифровой академии" X5Tech или корпоративного университета Х5 "Полка". Для координации текущих вопросов или помощи с конкретными кейсами внутри компании создаются закрытые сообщества, где участники сами помогают друг другу.
Корпоративный университет ГК "Рольф" обучает сотрудников безотрывно от рабочего процесса. Мобильное приложение на базе платформы Skill Cup позволяет адаптировать новичков и "прокачивать" компетенции сотрудников разного уровня, от продуктового персонала до директоров дилерских центров и выше. На прохождение курса у стажера есть месяц – тот же срок, что ранее был для очного обучения, но учиться можно по пути в офис, в обед или во время перекура за счет того, что контент подается небольшими порциями. В компании отмечают, что такой подход ускоряет выход продавца на первую сделку.
У сотового оператора МТС 90 % софта системы управления персоналом – это собственные ИТ-решения. При внедрении нового функционала пользователей обучают работать с ним на платформе "Корпоративный университет", 80 % сотрудников проходят обучение в первые дни.
"Мы создаем релевантный контент, назначаем целевой аудитории персональное обучение со сроком прохождения и в моменте видим аналитику по изучению материала", - поясняет вице-президент по управлению персоналом МТС Лариса Бодягина.
В целом с момента запуска платформы сотрудники МТС прошли порядка 2 млн часов обучения. "Цифровизация и автоматизация HR-процессов, включая электронный HR-документооборот, сопровождение трудовых отношений и рекрутинг, – сегодня не просто тренд, а необходимое условие", - заключает Бодягина.
Выбрать лучшее
По оценке Анастасии Гореловой, среди инструментов для обучения работе на российском ПО сегодня набирают популярность именно асинхронные онлайн-форматы, когда слушатель может подключаться к занятиям в любое удобное время. Кроме того, с помощью систем дистанционного образования можно настроить работу с тренажерами и оценить удобство того или иного продукта перед тем, как полноценно внедрять его в бизнес-процесс.
"Такой способ удобен для пользовательского обучения, но он меньше подходит для подготовки инженеров: для них в приоритете практико-ориентированные курсы, которые возможны как онлайн, так и очно и включают в себя решение конкретной задачи: установки серверного решения, настройки почтовой системы и т. п.", - поясняет Горелова.
Эксперт рекомендует работодателям: для того, чтобы понять, какой формат обучения подойдет именно вам, следует сформулировать цель, оценить общее количество слушателей и сроки реализации проекта, а также собственную техническую оснащенность.
Небольшим компаниям с точечными запросами будет выгоднее обратиться в авторизованный учебный центр, у которого есть курсы по необходимому российскому ПО, и выбрать очный или онлайн-формат под руководством наставника. Узнать, где пройти обучение, поможет сайт вендора, компания-разработчик, как правило, указывает список авторизованных партнеров, проводящих обучение.
В свою очередь, крупным организациям, которым надо обучить более тысячи человек, имеет смысл рассмотреть дистант. "Это будет выглядеть дорогостоящим: помимо приобретения самого курса, потребуется наличие специальной среды для развертывания учебных материалов. Однако такой формат позволит полностью контролировать процесс обучения, - отмечает А. Горелова. " Сотрудник сможет без отрыва от работы изучать курс в своем темпе и пройти обучение до конца". Если в компании запланирован рост численности штата, то в пересчете на слушателя стоимость курса снижается с каждым новым участником.
Компании среднего размера могут рассмотреть гибридные форматы: часть материала может быть получена в виде видеоуроков или учебных текстов, а разбор практических заданий – при участии тренера.