Самым быстрорастущим сегментом интернет-рекламы в 2022 г. в России стал ретейл-медиа. В 2023 г. рост продолжится во многом за счет появления на российском рынке инновационного сегмента.
Павел
Королев
© ComNews
30.03.2023

С таким прогнозом на пресс-конференции об итогах 2022 г. для отрасли интернет-рекламы в России выступили члены Ассоциации развития интерактивной рекламы (АРИР).

Общий объем рынка интернет-рекламы в 2022 г. составил 520 млрд руб. Это примерно две трети от всего рекламного рынка России. Из них 323,7 млрд приходится на традиционные сегменты, 196 млрд руб. - на инновационные. Динамика в традиционном сегменте по сравнению с предыдущим годом составила 0% (323,6 млрд в 2021 г.), что эксперты АРИР считают положительным моментом из-за ухода основных игроков и, как следствие, просадки рынка во II квартале 2022 г.

Президент АРИР Борис Омельницкий отметил, что прошлый год в индустрии стал переломным. "2022 г. стал годом перемен. Зарубежные игроки покинули рынок интернет-рекламы. Как те, кто предлагали рекламные площадки, так и многие рекламодатели. Инфраструктура, которая складывалась более чем два десятилетия, резко изменилась. Главный вопрос, который мы получали от предпринимателя бизнеса, звучал так: "Расскажите, пожалуйста, какие инструменты для нас доступны?" Изменения методологии оценки рынка, добавление новых сегментов связаны именно с тем, что мы желаем дать полную и прозрачную картину, что происходит: какой инструментарий доступен, как он развивается для того, чтобы бизнес мог удовлетворять потребности в эффективных инструментах интернет-рекламы", - сообщил Омельницкий.

Вице-президент АРИР, сопредседатель комитета по исследованиям АРИР Алексей Беляев объяснил, для чего нужно деление на сегменты: "Мы по-прежнему сохранили то, что называется традиционным сегментом - поисковая, контекстная реклама. Но интернет-реклама слишком сложна и многообразна. Именно поэтому мы выделили и в этом году окончательно закрепили в оценке отдельный сегмент и назвали его инновационным".

Инновационный сегмент рекламы объединяет в себе площадки классифайдов, маркетплейсов, рекламу в мессенджерах, продвижение продуктов и услуг через лидеров мнений (Influencer Marketing) и другие направления.

Вице-президент АРИР, сопредседатель комитета по исследованиям АРИР Федор Вирин рассказал о двух, по его мнению, интересных рынках, которые сделали большой скачок в последние годы. "Есть два больших рынка - классифайд и ретейл-медиа. Классифайд - это рынок, на котором существует много игроков. Он включает в себя продажу автомобилей, недвижимости, объявления о передаче котят или продаже старой гитары и т.д. Этот рынок внезапно вырос на деньгах, которые частные лица начали вкладывать в продвижения компаний. Если пять-шесть лет назад он был нулевым, то три года назад составлял уже заметный объем. Классифайды являются огромными рекламными площадками, потому что они узко таргетированы в те вертикали, которые представляют. В итоге мы получили новые специализированные узкие рекламные площадки, которые могут соперничать с крупнейшими аналогами на рынке по объему денег", - отметил Федор Вирин.

"Ретейл-медиа появился в позапрошлом году. Еще три года назад он был равен нулю, в прошлом году показатель стал уже большой. Здесь смысл в том, что торговые площадки предлагают ассортимент в несколько миллионов товаров. Этот ассортимент позволяет потребителям совершать выбор в магазине. Если раньше все пользовались каталогами, то теперь - рекламными площадками. В итоге сами магазины стали площадками для размещения рекламы. Как для товаров, так и для рекламы брендов. Сегодня это самая быстрорастущая категория всей рекламы в стране. Большинство торговых площадок до сих пор не обладают механизмами, которые есть у медийных рекламных площадок. Мы ожидаем, что в 2023 г. объем значительно увеличится по сравнению с прошлым годом", - сообщил Федор Вирин.

Председатель комитета Influencer Marketing АРИР Антон Петухов поведал о положении дел в знакомом ему направлении и рассказал, как там распределяется бюджет. "В 2022 г. мы почувствовали мощный спад, он был примерно на 20-40%. Для нас это большая дельта. Раньше сегмент рос от 40% до 60% ежегодно. Сейчас ситуация стабилизируется. В 2023 г. мы ожидаем прирост почти в два раза. Текущий год будет более репрезентативен для рекламного сообщества. Видно, что большинство рекламодателей хотели попробовать это направление, посмотреть, какой трафик можно привлекать с помощью инфлюэнсеров. Что касается бюджета, то сейчас он распределяется в следующих пропорциях: VK и Telegram - 40%, YouTube - 30% (сюда входят и интеграции, и shorts, которые стали популярны на замену других краткосрочных форматов), стриминговые платформы - около 10% (этот сегмент будет продолжать расти). Остаток около 20% - это запрещенные соцсети. Несмотря на ограничения, блогеры продолжают публиковать там контент. Они предлагают доступ к большой активной аудитории, которой сложно дать альтернативу", - рассказал Антон Петухов.

Несмотря на прошлогодние проблемы с уходом многих игроков, эксперты дают положительный прогноз на 2023 г. "Если говорить не о цифрах, а о направлениях и настроениях, то сначала мы должны закончить некий этап стабилизации и очень рассчитываем на положительную динамику, по крайней мере во II и последующих кварталах в двузначных числах. Интересны все инновационные сегменты. Будет расти ретейл-медиа, классифайд, инфлюэнс-маркетинг. Мы живем в некую эпоху, когда происходит становление новых сегментов. Происходит что-то типа опережающего роста, когда сам по себе медиа растет, а технологии которые там есть, запаздывают. 2023 г. станет годом наращивания технологического костяка", - уверен Алексей Беляев.

"Прошедший год показал, что все задачи можно решить эффективно. В марте были прогнозы, что рынок упадет на десятки процентов, но результаты говорят, что мы можем собраться и работать дальше, потому что всем хочется жить и выживать", - подытожил Борис Омельницкий.