Росбанк мигрировал на российскую RPA-платформу
В ходе проекта эксперты команды роботизации Росбанка и представители интегратора NFP создали на платформе UiPath программных роботов, которые автоматически анализируют поступившие из информационных систем банка документы, консолидируют и ускоряют процесс их обработки. Также автоматизирован процесс ручного сбора данных для судебных органов о задолженности клиентов, информации для госорганов, перенос данных между системами.
В ходе проекта выигрыш по времени проведения операций - в 2-5 раз. При этом рост производительности, близкий к максимальному, отмечен по трудоемким операциям. Например, затраты времени на подготовку документов по запросам судебных органов сократился с восьми до двух часов. В обработке целого ряда бизнес-процессов удалось полностью исключить участие человека и, соответственно, уйти от риска ошибок. В итоге совокупная рентабельность данных систем составила 64%.
"Роботизация критично важна, когда необходимо предоставить решение "переходного периода" - на время поиска и выбора целевого процесса, таким образом помогая подразделениям банка не снижать скорость работы; в том случае, когда доработка системы невозможна для прямой интеграции, а робот может автоматизировать процесс, используя удобный пользовательский интерфейс; и наконец, в том случае, если необходимо обеспечить уровень информационной безопасности, соответствующий стандартам банка для сложных процессов, - роботы одной цепочки работают как внутри контура банка, так и с внешними системами, обмениваясь информацией по защищенному каналу", - такие три сценария, реализуемые с помощью технологии RPA, по мнению пресс-службы банка ВТБ, являются критически важными.
Такой результат не уникальный. "Российский банкинг - технологически один из самых продвинутых в мире и сейчас активно использует RPA-технологии, которые позволяют как снизить стоимость бэк-офисных процессов, так и существенно повысить стабильность и качество клиентских процессов. У крупнейших банков, таких как банк "Открытие", Сбербанк, ПСБ, Газпромбанк, эффект от роботизации уже составляет сотни миллионов рублей в год. И другие российские банки по их примеру запускают программы роботизации, чтобы повторить их успех. А такие лидеры в области роботизации, как банк "Открытие", уже совместно с вендорами двигаются от роботизации к цифровой трансформации, которая принесет банку не миллионы, а миллиарды рублей в перспективе ближайших двух-трех лет", - уверен коммерческий директор PIX Robotics Вячеслав Мусолов.
По его оценке, полный возврат инвестиций в ходе проектов внедрения RPA достигается максимум за шесть месяцев, притом что само внедрение даже в довольно сложных случаях не превышает шести недель.
"Банк ВТБ первым на рынке перешел на российскую платформу роботизации (Primo), развернув ее в IV квартале 2021 г. И с I квартала 2022 г. выстраивал процессы запуска новых роботов уже на новой платформе. Это дало банку значительное преимущество в условиях, когда переход на импортозамещающие решения стал для большинства игроков вынужденной необходимостью, - информирует пресс-служба банка ВТБ. - Роботизация стала инструментом, который помог оперативно снизить затраты при миграции информационных систем в процессе трансформации технологического ландшафта банка".
Решение о миграции на отечественную платформу принято Росбанком в ответ на первый пакет санкций, когда банку необходимо было найти быстрое и финансово эффективное решение. "Роботизация бизнес-процессов с использованием технологии RPA (Robotic Process Automation) проведена на базе российской платформы Sherpa RPA компании "Шерпа Роботикс". Платформа Sherpa RPA предоставляет клиенту полный набор средств гиперавтоматизации: от оркестратора до Process Discovery - определения, сопоставления и анализа процессов; от интеллектуального распознавания документов до создания интеллектуальных чат-ботов", - такой комментарий предоставила руководитель проектов Sherpa RPA Ксения Дорошенко. Процесс миграции на отечественную платформу завершен в ноябре 2022 г. По итогам 2022 г. банк достиг рентабельности инвестиций в размере 37%.
"Процесс импортозамещения в банковском секторе - массовый, большинство российских банков перешли или сейчас переходят на PIX RPA или другую российскую платформу", - заявляет Вячеслав Мусолов. И этому есть вполне объективные основания, поскольку зарубежные игроки, которые, по данным исследования ООО "ИБА", контролировали более 90% отечественного рынка RPA, покинули Россию. Кроме того, компания ELMA прекратила развитие RPA-решения, которое также пользовалось на российском рынке высокой популярностью.
Уход зарубежных вендоров, по оценке руководителя направления региональных продаж "Девелоника" (ГК Softline) Анны Шадриной, привел к остановке развития проектов, где использовались зарубежные продукты, и в этих условиях миграция на отечественные системы была естественным выходом. Тем более что российские компании увидели, что освобождается перспективная ниша, и предложили работоспособные решения. Руководитель направления бизнес-ориентированных решений CTI Михаил Миняйлов обратил внимание, что большинство зарубежных продуктов применяют закрытые библиотеки из зарубежных облачных репозиториев, что в нынешних условиях вызывает как минимум серьезные вопросы. Российские же системы могут работать и внутри корпоративного сетевого периметра.
https://www.comnews.ru/content/223584/2022-12-19/2022-w51/rossiyskim-rpa-khorosho-bez-importa
В ноябре 2022 г. миграцию программных роботов с платформы UiPath завершил Общий центр обслуживания ПАО "Ростелеком". "UIPath - мировой лидер в области роботизации, поэтому задача перехода на отечественную платформу стала для нас вызовом с точки зрения требований к функциональности и производительности новой системы. Мы видим, что с переходом на отечественное решение появились возможности не только заменить, но и расширить практику использования RPA на большее количество процессов и сотрудников", - рассказал заказчик проекта главный бухгалтер "Ростелекома" Дмитрий Пересветов. Срок миграции с зарубежной платформы занял в ПАО "Ростелеком" менее пяти месяцев.
После трех лет развития программы роботизации Росбанк располагает командой из 60 цифровых сотрудников, которые выполняют работу почти 200 штатных единиц. В течение 2022 г. цифровые сотрудники банка обработали более 250 тыс. запросов от государственных органов и отправили клиентам более 15 тыс. отчетов и уведомлений.
Росбанк планирует продолжить развитие своих роботизированных сотрудников, включая пилотный проект по децентрализованной разработке, который позволит любому сотруднику банка создать собственного цифрового помощника. В банке уверены, что отечественная платформа обеспечит более гибкий подход к задачам и их выполнению.