Переориентация экспорта и ставка на внутренний рынок позволили сохранить доходы
Такую оценку итогам года дал президент НП "Руссофт" Валентин Макаров. Что касается оценки общих доходов отрасли по итогам 2022 г., они, по мнению Валентина Макарова, если и уменьшатся, то не более чем на 10% - за счет экспорта в дружественные страны и внутреннего рынка. Основным драйвером роста стали продажи внутри страны: спрос значительно увеличился, прежде всего на решения, которые могут быть альтернативой для программных продуктов ушедших с российского рынка иностранных компаний. Тем не менее доля ИТ-компаний, которые стремятся выйти на внешние рынки, достигла 9,6%, что почти вдвое больше, чем по итогам 2021 г., когда эта доля составляла 5,3%.
https://www.comnews.ru/content/222967/2022-11-10/2022-w45/dvizhenie-vovne-narastaet
"Экспорт - очень большая боль. Пока восполнить прежние позиции не удалось. Экспорт в Северную Америку стал гораздо дороже, и рыночные барьеры практически делают его невозможным. Другое дело, если открыть там бизнес и полностью перейти на этот рынок, но это тоже не лучшее решение. Европе легче, так как существует развитая система дистрибуции и определенные страны пока не сильно ограничивают себя в покупке нашего софта. Однако на практике приходится продавать решения посредством большой цепочки поставщиков, что в итоге коммерчески себя не оправдывает. Остается открытым только сегмент арабского рынка, где наблюдается оживление поставок решений с глубоким использованием продвинутых технологий искусственного интеллекта. Особо активны покупатели решений "умная клиника", "умный город", а также компонентов связи для умных дорог", - делится опытом и наблюдениями генеральный директор iPavlov Лоран Акопян.
Генеральный директор "СерчИнформ", руководитель комитета по экспорту НП "Руссофт" Сергей Ожегов заявил, что для его компании география экспорта серьезно не изменилась: "Доля экспорта ИБ-решений в ЕС и Северную Америку и раньше была невысокой, так как к российским продуктам для защиты информации там относятся с недоверием. Поэтому активные продажи шли в страны Азии и Латинской Америки. Российские ИБ-продукты там продолжают покупать, динамика продаж некоторых программ даже заметнее, чем в России. Например, у нас активнее стал продаваться "СерчИнформ FileAuditor" - программа для аудита файловых систем. Из стран, с которыми мы активизировали работу только в прошлом году и получили хорошие результаты, можно выделить Турцию - это самый простой и доступный регион для продвижения российских продуктов. У специалистов там хороший уровень английского, и коммуникация строится легко, менталитет близок к российскому. В 2023 г. мы делаем ставку на эту страну, а также на Малайзию и арабские страны".
По наблюдениям руководителя департамента цифровых решений агентства "Полилог" Людмилы Богатыревой, даже отмечался рост российского экспорта, хотя продажи за рубеж ПО все же просели: "Я предлагаю сначала посмотреть на общую внешнеторговую статистику, а потом сосредоточиться на рынке ПО. В 2021 г. общий экспорт России составил 36 263,1 мдрд руб. По итогам 2022 г. мы увидели, что эта цифра не только не сократилась, но и выросла на 4,3% - до 37 906,17 млрд руб. Перечень стран-лидеров, в которые осуществлялся экспорт, в целом тоже остался неизменным. Среди лидеров Китай, Нидерланды, Германия. Применительно к ПО (ТН ВЭД 8523) мы видим снижение, но незначительное. В 2021 г. объем экспорта ПО составил 18,52 млрд руб., а в 2022 г. сократился на 12,8% - до 16,15 млрд руб. Интересно, что топ-5 лидеров по российскому экспорту ПО в 2022 г. практически не изменился по сравнению с 2021 г. В 2021 г. в шорт-лист вошли Индия, Египет, Китай Бангладеш и Эстония. В 2022 г. - Египет, Китай, Индия, Бангладеш и Казахстан".
Как считает директор практики "Стратегия трансформации" компании "Рексофт Консалтинг" Алексей Богомолов, велика потребность глобального бизнеса в оптимизации процессов, которая, в том числе с помощью ИИ, будет только расти. "Российские компании могут не только конкурировать в секторе речевых технологий на базе ИИ, но и активно завоевывать международный рынок промышленных платформ и решений на базе машинного обучения (ML), компонентов для беспилотных транспортных средств и безопасности, рекомендательных систем и сервисов в розничной торговле, здравоохранении и финансовых услугах. Также перспективно с точки зрения динамики продаж ПО, которое помогает создавать корпоративные фабрики данных (Data Fabric), выстраивать сеть кибербезопасности, усиливать защиту конфиденциальности данных, облачные платформы (Cloud-Native Platforms), ПО для создания распределенных предприятий (Distributed Enterprises)", - говорит он.
По мнению Людмилы Богатыревой, в цифровом экспорте России наиболее востребованным классом оказались решения в области киберзащиты: "Это объясняется тем, что они показали реальную эффективность в условиях беспрецедентного масштаба кибератак, которым подвергалась в 2022 г. и продолжает подвергаться российская экономика в настоящее время".
"Важно, чтобы государство поддержало экспорт как критически важный фактор политики. Тогда можно будет увидеть усиление роста экспорта ПО и услуг по его разработке в дружественные страны, а затем и экспорт платформенных решений. Это уже совсем иные объемы продаж и иные геополитические последствия на фоне становления нового технологического уклада", - обращает внимание Валентин Макаров.