Биометрия откладывается на послезавтра
В ходе дискуссии "Взгляд на безопасность со стороны бизнеса" на SOC-Форуме 2022 ее участники проявили редкое единодушие в оценке ближайших перспектив использования биометрической идентификации. По оценке ИТ-директора, первого вице-президента АО "Газпромбанк" Дмитрия Назипова, их внедрение - вопрос даже не завтрашнего, а послезавтрашнего дня. Наиболее проблемными моментами, по его мнению, являются быстродействие таких технологий и их высокая стоимость.
Заместитель генерального директора АО "РЖД" Евгений Чаркин сослался на результаты практического эксперимента по использованию технологий биометрической идентификации пассажиров. Результат оказался отрицательным: время, необходимое на идентификацию, увеличивалось по сравнению с традиционным сканированием документов. Плюс ко всему, оборудование, необходимое для биометрической идентификации, обошлось дороже.
ИТ-директор, вице-президент, член правления МТС Банка Алексей Клепиков напомнил, что недавние изменения в законодательство по защите персональных данных существенно усиливают требования по защищенности биометрической информации. И это оправданно, поскольку утечка таких данных порождает очень серьезные риски, чреватые большим ущербом, особенно для финансового сектора. Но и стоимость хранения таких данных увеличивается. Также, по его оценке, в российском системном ПО реализация биометрических технологий заметно отстает от зарубежного, например, Windows Hello.
Еще раньше в адрес Центрального банка было направлено письмо от 28 кредитных организаций, где регулятора просили отложить на год начисление штрафов за отсутствие возможности у клиентов открывать вклады и брать кредиты дистанционно с использованием биометрической идентификации. И до того запуск биометрической идентификации откладывался несколько раз.
Однако есть и положительные примеры, когда внедрившие биометрические технологии компании получают серьезный эффект. "Наша биометрическая система вот уже много лет надежно защищает средства клиентов как во всех точках обслуживания, так и в приложении. Только в прошлом году благодаря ее использованию мы выявили и предотвратили оформление более 10 тыс. кредитных заявок с подозрением на мошенничество на сумму более 4 млрд руб.", - такие результаты привел, например, заместитель президента - председателя правления Почта Банка Святослав Емельянов.
Директор по продукту цифровизации клиентского сервиса в дистанционных каналах компании BSS Юлия Вдовина считает, что биометрия перестала быть роскошью - это фактически решение по умолчанию, являющееся требованием времени: "Стоимость использования биометрии уже стала оптимальной, благодаря выросшему уровню развития технологий и моделей биометрии. Серьезный прорыв произошел и в части внедрения. Сегодня есть инструменты, позволяющие не только оперативно развернуть решение, но и выстроить оптимальный подход к быстрому сбору слепков голосов клиентов, а значит и сократить сроки окупаемости системы и получения бизнес-результата".