Индивидуальный электротранспорт получил статус
Правительство утвердило изменения в Правила дорожного движения (ПДД), которые касаются в том числе езды на электросамокатах и гироскутерах. Теперь электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сегвеи, моноколеса и другие аналогичные устройства получили особый статус - средства индивидуальной мобильности. Перемещаться на них можно со скоростью не более 25 км/ч. При этом масса такого электротранспорта, на котором разрешается передвигаться по тротуарам, вело- и пешеходным дорожкам, не должна превышать 35 кг.
Движение электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности будет регулироваться специальными дорожными знаками. Речь идет о разрешении, ограничении или запрете перемещения на таком транспорте в тех или иных зонах. Решение об установке знаков будут принимать местные власти в зависимости от места и наличия дорожной инфраструктуры.
При совместном передвижении пешеходы получают приоритет. Водители средств индивидуальной мобильности должны будут рассчитывать скорость, исходя из этого приоритета. Для пересечения дороги по пешеходному переходу пользователям гироскутеров, сегвеев и аналогичных устройств необходимо будет спешиваться.
На электросамокатах любой массы разрешается ездить по правому краю проезжей части дорог. Но делать это можно людям старше 14 лет и там, где максимальная скорость движения ограничена 60 км/ч, а также разрешено движение велосипедистов. Самокат или другое устройство, двигающееся по дороге, должны иметь тормозную систему и фары белого и красного цвета. Новый статус не распространяется на обычные самокаты и роликовые коньки. Люди, использующие их, по-прежнему приравниваются к пешеходам.
Владелец Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков считает, что это решение давно напрашивалось. "Самокаты - это транспортное средство, их становится все больше, люди нередко на них не просто прогуливаются, а едут с высокой скоростью, и не в парке или специально отведенном месте, а в местах традиционного передвижения пешеходов. Ранее я говорил, что их надо специальным образом упомянуть в ПДД, и вот наконец правительство сделало это, - говорит он. - За скобками остался пока вопрос баланса ответственности лиц, управляющих самокатами, и кикшеринговых компаний, в случае нанесения ущерба пешеходу или другому участнику движения. Пока она регулируется общими правилами ГК РФ, однако это очень широкий и малопредсказуемый вопрос. Предвижу, что их гражданская ответственность со временем станет предметом страхования, по аналогии с автострахованием. И если меня услышат GR-менеджеры страховых компаний, они будут знать, что делать".
https://www.comnews.ru/content/221746/2022-08-17/2022-w33/samokaty-vstali-tropu-regulirovaniya
Представитель пресс-службы кикшерингового сервиса "Юрент" прокомментировал: "Мы долго ждали, что статус электросамокатов будет определен в ПДД. До этого часто возникало недопонимание, например, со стороны региональных властей, как регулировать самокаты. Законодатели совместно с отраслью проделали большую работу по подготовке поправок, чтобы определить характеристики самокатов, которые относятся к средствам индивидуальной мобильности. Принятые поправки определяют правовой статус сервисов кикшеринга, но по сути ничего не меняют в работе компании. Для пользователей "Юрент" ничего не изменится. Самокаты "Юрент", как и другие шеринговые самокаты, имеют ограничение скорости до 25 км/ч и вес меньше 35 кг. Мы изучали международный опыт и сами пришли к выводу, что это наиболее безопасно и в то же время эффективно для передвижения по городу. Кроме того, у нас действуют так называемые медленные зоны - ограничение скорости до 10-15 км/ч в пешеходных зонах с большим количеством пешеходов, в парках, на набережных и т.д. Принятие поправок в ПДД позволит сделать использование электросамокатов в городе безопаснее. Частные самокаты, в отличие от шеринговых, могут иметь большую скорость и массу, передвигаются они при этом также по тротуарам. Поправки вносят ясность, какие устройства теперь относятся к СИМ, а какие - к мопедам и что шеринговые самокаты к мопедам нельзя отнести".
Директор по маркетингу и PR сервиса кикшеринга Whoosh Юлия Камойлик отметила, что пока текста поправок в ППД нет, а исходя из опубликованной на сайте правительства РФ информации, новые ПДД не приведут к изменениям в правилах работы Whoosh. "У самокатов появился правовой статус и единые правила, это событие мы оцениваем как значимое и позитивное. Популярность электросамокатов, как альтернативного вида городского транспорта, обусловлена их удобством для перемещений на расстояния в 3-7 км. Только в нашем сервисе сейчас насчитывается 11 миллионов пользователей. Мы прогнозируем, что количество пользователей самокатов будет кратно расти и появление правового статуса и единых правил - долгожданное и важное событие. Скорость всех самокатов Whoosh всегда была системно ограничена 25 км/ч, а вес самокатов Whoosh не превышает 35 кг. Пользователям в обучающих материалах мы всегда рекомендовали выбирать для движения велосипедную дорожку, если ее нет - тротуар (где приоритет у пешехода), и только в исключительных случаях - обочину дороги. На переходах - спешиваться. Возраст пользователей мы ограничиваем - старше 18 лет", - прокомментировала она.
Компания Whoosh была привлечена к работе над проектом поправок в качестве эксперта. "На этапе подготовки мы предоставили замечания, основанные на опыте работы сервиса. Насколько можно судить из опубликованной информации, наши пожелания учтены. Но полный подписанный документ поправок пока не опубликован. У нас в России работает парк из 75 тыс. самокатов, все они регулируются правилами, которые совпадают с поправками. После вступления в силу поправок частные самокаты будут эксплуатироваться по таким же правилам - думаем, это поможет снизить общую аварийность, так как статистика в отчете об аварийности МВД за первое полугодие 2022 г. показывает, что в более чем двух третях (69,1%) инцидентов участвующие самокаты принадлежали физическим лицам и только оставшиеся 30,9% - сервисам кикшеринга. Договор-оферта, к которому присоединяется каждый пользователь сервиса, уже содержит основные правила безопасного перемещения по городу и не противоречит дополненным ПДД. После вступления в силу новой редакции ПДД правила станут обязательными для всех, в том числе и для владельцев частных самокатов", - рассказала Юлия Камойлик.
Чтоб сотрудник ГИБДД выписал штраф человеку, управляющему электротранспортом, его нужно идентифицировать, ведь "наездник" может не предоставить документ и сообщить неверные данные.
Менеджер по развитию UserGate Иван Чернов отметил, что не все кикшеринговые сервисы занимаются идентификацией пользователей - во многих достаточно просто указать номер телефона и данные действующей банковской карты. Эти данные, безусловно, помогут в идентификации, но прямая регистрация по паспорту пока есть мало у кого. Однако сеть московских уличных камер прекрасно справляется с идентификацией по лицу, надо теперь еще камеры научить отличать пешеходов от людей на самокатах, - заметил он. - В любом случае, даже если нагрузка по идентификации ляжет на плечи сервисов проката самокатов, все равно потребуется двустороннее общение между этими сервисами и государством для определения личности самокатчиков, факта нарушения ПДД и выписывания штрафа. В случае с каршерингом это работает значительно проще, так как служба каршеринга получает штраф, смотрит на время его выдачи и сопоставляет с пользователем, который в данный момент арендовал автомобиль".
Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын подсчитал, что оснащение крупного парка (70-80 тыс. самокатов) фарами нужного цвета и тормозными системами обойдется приблизительно в 100 млн руб. "Само переоснащение не приведет к значительному удорожанию стоимости аренды. Однако может подорожать страховка. Даже если некоторый отток пользователей произойдет, в статистике это не будет заметно, потому что проникновение услуги еще невысокое. Информация в СМИ о подготовке Woosh к IPO является сигналом, что компания готова продемонстрировать такие темпы роста пользовательской базы, которые не могут снизить никакие изменения правил или внешней среды, за исключением тотального запрета", - прокомментировал аналитик.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что переоснащение парка самокатов может и вовсе не потребоваться, так как еще до принятия закона на них уже были установлены белые и красные (тормозные) фары. "Вес самых тяжелых самокатов в компаниях "Юрент" и "Яндекс" достигает 27 кг, что также укладывается в новые ограничения до 35 кг. А ограничение скорости в 25 км/ч уже стояло на самокатах кикшеринговой компании "Юрент", благодаря чему могу предположить, что и у других компаний такие ограничения уже действовали, так как они обсуждаются на высших уровнях еще с начала весны. А если не у всех, то перепрограммировать и ограничить скорость будет недорого, - говорит аналитик. - Идентификация пользователя/арендатора на уровне компании происходит мгновенно, ведь для аренды клиент сначала обязан зарегистрироваться в программе по номеру телефона. В России уже ранее ввели законы, которые исключают использование номеров без привязки к ФИО. Но если потребуется, то компании просто увеличат количество сведений для регистрации в системе, потребуют включать туда скан паспорта, например. Если в компанию придет штраф на какой-либо самокат с конкретными данными по времени и географии нарушения, кикшеринговая компания сможет идентифицировать нарушителя по базе и выставить клиенту счет по аналогии с нарушителями на каршеринге. Со стороны ГИБДД идентификация нарушителей должна происходить в первую очередь по камерам видеонаблюдения. Для этого каждому самокату должен быть присвоен номер. Они есть, но, возможно, для камер видеорегистрации нарушителей придется поместить крупным шрифтом спереди и сзади по аналогии с автономерами. Но в принципе, идентификации кикшеринговой компании и нарушения будет достаточно, так как благодаря GPS-датчиками кикшеринговые компании смогут и так выяснить, какой именно клиент в тот момент там находился. Полагаю, что налаживание системы идентификации нарушителей тоже обойдется очень дешево, а возможно, и вовсе бесплатно. На текущую минуту стоимость аренды самокатов не повысилась, если сравнивать со вчерашними тарифами. В дальнейшем она может вырасти параллельно с общей инфляцией по стране, но считаю маловероятным рост в ближайшие недели ввиду высокой конкуренции и снижения спроса на них на фоне похолодания и снижения реальных доходов населения. По стоимости такси эконом-класса выходит даже дешевле, поэтому с похолоданием спрос еще упадет".