На 3 из 5. Российские компании оценивают уровень цифровизации как "продвинутый"

На фото в центре: исполнительный директор аналитического центра ООО "Национальное агентство финансовых исследований" (НАФИ) Людмила Спиридонова
Об этом рассказала исполнительный директор аналитического центра ООО "Национальное агентство финансовых исследований" (НАФИ) Людмила Спиридонова во время пленарной дискуссии на площадке финала премии "Цифровые вершины 2025" 12 марта. По ее словам, эксперты НАФИ провели исследование, в ходе которого опросили представителей 46 компаний из различных отраслей экономики.
"Мы предложили участникам опроса шкалу, состоящую из пяти пунктов. Большинство отнесли свое предприятие к средней позиции и дали три балла из пяти. Этот уровень называется "продвинутый", но впереди еще есть четвертый "оптимальный" и пятый "инновационный" уровни", - отметила она.
Людмила Спиридонова обратила внимание участников дискуссии на сдерживающие факторы цифровизации предприятий. Она сказала, что, по словам экспертов агентства, компаниям не хватает финансовых ресурсов (25% опрошенных), квалифицированных кадров (20%) и многие компании (20%) испытывают проблемы с ИТ-системами и технологиями.
"15 предприятий из 22 оценили уровень цифровой компетенции сотрудников как начальный или средний. Очевидно, чтобы цифровая трансформация проходила успешно, необходимо вкладывать силы, возможности и ресурсы в обучение персонала. К этому вопросу нужно подходить комплексно и использовать диагностические инструменты для определения уровня цифровой грамотности сотрудников, выявить пробелы, которые существуют и мешают использовать новейшие цифровые инструменты на предприятии", - заключила выступление Людмила Спиридонова.
Отвечая на вопросы модератора дискуссии руководителя проекта "Технологии" Российской газеты Олега Капранова, она отметила, что ни одно предприятие из участвовавших в опросе не высказалось о том, что цифровая трансформация не нужна.
Результаты и отношение к ним
"Все названные авторами исследования препятствия к переходу компаний на следующий уровень цифровой зрелости - весомые причины. Но бизнесы, которые не будут перестраиваться, - просто исчезнут. Пока одни думают над необходимостью внедрять ИТ-решения, а также обучать сотрудников цифровой грамотности, выделять бюджеты, другие - уже применяют ИИ как обыденную практику. Если не приоритизировать цифровизацию уже сегодня, этот разрыв будет только расти и стоить бизнесам победы в конкурентной борьбе", - рассказал исполнительный директор премии "Цифровые вершины" Дмитрий Тарасов.
Коммерческий директор ООО "ДАР" (ГК "Корус Консалтинг") Константин Смирнов обратил внимание, что самостоятельная оценка уровня цифровизации может быть субъективной. Он отметил, что некоторые компании могут считать себя "продвинутыми" после внедрения таких ИТ-инструментов, как CRM или ЭДО, но при этом не использовать более сложные инструменты (интернет вещей или искусственный интеллект) высокого уровня цифровизации.
"Однако три из пяти - логичная оценка для среднего уровня цифровизации, когда производственные и бизнес-процессы автоматизированы частично. Полагаю, что такая оценка в целом соответствует реальному положению дел во многих отраслях экономики", - сказал Константин Смирнов.
С результатами исследования согласился и генеральный директор SimpleOne (корпорация ITG) Сергей Чуканов. Он отметил, что в России есть компании с высокими и низкими уровнями цифровизации, но нужно смотреть на методологию исследования, ведь руководителю предприятия удобнее оценить себя минимум на "средний" уровень, чтобы избежать образа устаревшего или неконкурентоспособного бизнеса.
"Два года назад уровень цифровизации российских компаний уже был 3,58 балла из пяти, причем тогда еще не так активно использовались технологии искусственного интеллекта. Уже пару лет мы живем в реальности, где часть рутины заменяет ИИ и кратно повышает эффективность работы. Считаю, что сейчас уровень цифровизации российских компаний должен быть близок к четырем из пяти баллов", - сказал руководитель направления SDET ИТ-компании SimbirSoft Евгений Барсуков.
Однако не все согласны с выводами экспертов НАФИ. По словам генерального директора ООО "Национальная платформа" Михаила Аксенова, оценка уровня цифровизации на "три из пяти" завышена. Он отметил, что большинство компаний прошли этап автоматизации и оцифровки данных, но не цифровизации.
"Цифровизация предполагает глубокую трансформацию бизнес-процессов за счет проникновения цифровых технологий. Цифровизация в России значительно продвинулась в банках, финансах, госуправлении. Там же, где основа бизнеса - производственные процессы, до сквозной цифровизации дошли только лидеры. Я бы отметил, что уровень цифровизации госуслуг может служить некоторым примером - куда должны двигаться российские компании", - сказал он.
По словам генерального директора ООО "АйПавлов" (iPavlov AI-systems - входит в группу компаний "Максима") Лорана Джейкобса, в РФ нет единых стандартов уровня цифровизации госслужб и предприятий. Он отметил, что такие оценки носят качественный экспертный характер и если делать выводы исходя из наличия у компаний отечественных цифровых продуктов и сервисов, внедренных цифровых практик и процедур во внутреннем контуре, то уровень цифровизации может оказаться ниже, так как соотношение цифровых каналов обслуживания (включая ИИ) к общему не превышает 30%.
"Даже при наличии таких цифровых продуктов качество внутреннего и внешнего обслуживания в цифре весьма невысокое, поэтому говорить, что наши компании достигли продвинутого уровня цифровизации, подтверждаемого клиентским опытом, рановато. Действительно, недостаток финансирования является одним из главных факторов. Еще одним фактором, косвенно связанным с финансовым, является дефицит кадров, способных за разумное время и деньги обустроить полностью функционирующий цифровой профиль организации, в которой хотя бы четыре из 10 операций совершаются автономными цифровыми помощниками", - рассказал Лоран Джейкобс.
"Сравнительные степени оценки уровней цифровизации сродни булгаковской "второй свежести". Нужны более четкие критерии. Например, в том же информационном моделировании давно пора переходить на обозначенные президентом России критерии раздельных технологий информационного моделирования, которые по его поручению должны составить систему управления объектом капитального строительства. Тогда и вопросов, и оценок не будет, а будет четкий критерий - да или нет. Аналогично можно поступить и для других ИТ-направлений", - заявил заместитель генерального директора по научной работе АО "СиСофт Девелопмент" Михаил Бочаров.
У кого с цифровизацией хорошо
"На данный момент российские компании успешно используют большинство технологий цифровизации: интернет вещей (IoT), облачные технологии, системы для отслеживания и оптимизации поставок (SAP SCM и Oracle SCM), PLM и WMS-системы, big data и аналитику. В последние годы особое распространение также получил искусственный интеллект. Причем эти технологии применяются для цифровизации различных бизнес-процессов: маркетинг и продажи, документооборот, производственные процессы, логистика, управление персоналом и др. Что подтверждает: цифровизация - комплексный и системный процесс, охватывающий все аспекты деятельности компании", - рассказал коммерческий директор ООО "РСТ-Инвент" Илья Мельник.
По его словам, лучше всего дела обстоят у крупных и средних компаний с наивысшими результатами в банковском и промышленном секторах. А вот малый и средний бизнес заметно отстают. Среди главных причин замедления темпов цифровой трансформации он назвал недостаток финансирования, связанный с недооценкой ценности и ожидаемой окупаемости инвестиций.
"Чаще всего решения о закупках принимаются с акцентом на сокращение текущих расходов, а не на потенциал повышения прибыли в долгосрочной перспективе. Решать эту проблему должны поставщики цифровых решений, больше работая над экономическим обоснованием введения новых технологий, подчеркивая их долгосрочную ценность и потенциал для увеличения прибыли", - сказал Илья Мельник.
Представитель пресс-службы АО "Почта России" оценил уровень цифровизации компании "выше среднего". Он отметил, что компания прошла большой путь в автоматизации процессов, внедрении цифровых сервисов и улучшении пользовательского опыта. Однако пространство для роста все еще остается.
Он назвал масштабы ("Почта России" обладает тысячами отделений, некоторые из них находятся в труднодоступных местах) и инфраструктуру, техническое наследие, регуляторные ограничения и человеческий фактор основными сдерживающими факторами цифровизации. По его словам, "Почта России" намерена решать эти проблемы с помощью инвестиций в инфраструктуру, поэтапной замены устаревших систем, партнерства с технологическими компаниями и обучения персонала.
Как повысить уровень цифровизации
По мнению Михаила Аксенова, для преодоления трудностей, с которыми сталкиваются компании на пути к повышению цифровизации, понадобится долгий труд. Он отметил важность подготовки кадров, которые могут жить и работать в цифровом мире, переосмысливать процессы и менять их с учетом новых возможностей.
"Цифровизация требует серьезного финансирования. Поэтому важным условием активизации процессов цифровой трансформации является снижение ставки рефинансирования. Когда это станет возможным и произойдет, процессы пойдут быстрее и легче. Понимание, куда двигаться и что делать, есть у многих руководителей", - сказал он.
Константин Смирнов рассказал, что недостаток финансирования связан с осторожным отношением многих компаний к передовым технологиям. Они не всегда могут увидеть экономический эффект от их внедрения и, как следствие, не всегда готовы вкладываться в инновационные ИТ-решения. Решением этой проблемы, по его мнению, мог бы стать обмен отраслевым опытом, в ходе которого компании могли бы делиться реальными кейсами и демонстрировать экономический эффект от внедрения цифровых технологий.
"Недостаток цифровой грамотности действительно является одним из ключевых препятствий для цифровизации, но тут нужно понимать, что короткий горизонт планирования и постоянно меняющаяся экономическая ситуация не оставляют менеджерам времени на повышение этой грамотности сотрудников. Что касается технологических проблем, думаю, их влияние несколько преувеличено", - заметил Константин Смирнов.
Сергей Чуканов заявил, что нельзя за секунду перейти от низкого уровня цифровизации к высокому - это можно сделать только с помощью комплексной программы развития с применением современных цифровых инструментов и повышения цифровой грамотности персонала. Среди современных инструментов он назвал цифровые платформы, охватывающие большое количество процессов, не вошедших в рамки "базовой" автоматизации. По его мнению, тренд на low-code-технологии и командные пространства упростит и ускорит автоматизацию.
"Сотрудников нужно активно вовлекать в цифровую среду и работу с цифровыми инструментами. Можно создавать корпоративные порталы, предоставляющие удобный доступ не только к информации, но и каталогу услуг компании. Прикрученная система лояльности с геймификацией сделает процесс вовлечения живым и интересным. Такие меры будут способствовать более широкому использованию цифровых технологий разными категориями сотрудников и, как следствие, повышению общего уровня цифровой грамотности", - рассказал он.
"Успешная цифровая трансформация требует согласованной работы всех участников экономики. Практика показывает, что целевые программы обучения персонала, как это делает "Ростех", эффективно решают проблему нехватки цифровых специалистов. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса через субсидии на отечественное ПО также становится важным фактором роста цифровизации. А создание профессиональных ИТ-команд в крупных компаниях позволяет формировать центры компетенций для всей отрасли. Только такой комплексный подход позволяет создавать устойчивую экосистему для цифрового развития и постепенно преодолевать существующие барьеры цифровизации", - заключил Евгений Барсуков.
