Компании нефтехимической отрасли сделали ставку на ИЦК
Генеральный директор "ООО Газпромнефть-Цифровые решения" Алексей Поперлюков напомнил, что на уровне государства есть такая инициатива, как создание индустриальных центров компетенций (ИЦК), которые сформированы по разным областям, в том числе в нефтегазовой и химической отрасли. "Буквально в течение трех месяцев нам удалось сформировать модель управления ИЦК, определить основные продукты, 11 типов направлений развития, которые нужно углубить, также определены их руководители. Запущена системная работа", - рассказал он. По его словам, можно бесконечно делиться продуктами, но остается вопрос, как их приземлять. ИЦК "Нефтегаз и нефтехимия" предложил 52 отечественных проработанных решения по всей производственной цепочке", - заявил Алексей Поперлюков.
Вице-президент ПАО "Транснефть" Андрей Бадалов отметил, что у нефтехимической отрасли есть возможность формировать межотраслевые стандарты, разрабатывать единые онтологические модели и модели данных для обмена информацией, а также использовать уникальную кооперацию, которая появилась в форме ИЦК. "Необходимо перейти от "лоскутной" работы по импортозамещению к системной", - заметил он.
Заместитель гендиректора ПАО "Татнефть" по цифровому развитию Евгений Звездин отметил, что в рамках ИЦК в первую очередь необходимо синхронизировать подходы, которые наработаны в каждой компании отдельно.
Директор по цифровым технологиям "ООО "Сибур", гендиректор ООО "Сибур Диджитал" Алиса Мельникова считает, что если не наладить сотрудничество ИЦК из разных отраслей, то возможна ситуация, когда все будут создавать повторяющиеся продукты и решения, что потратит гораздо больше времени и денег. "Если нам важна скорость, то необходимо создать необходимый минимум, который поможет нам максимально быстро заместиться. Каждый, кто участвует в работе ИЦК, должен зрело подойти к вопросу о том, что является требованиями всей отрасли, а что частными пожеланиями, от которых можно отказаться, чтобы решением могла пользоваться вся отрасль. Отраслевой заказ не должен стать суммой "хотелок" каждого участника, а должен стать проектом нового бизнес-процесса, который примет каждая из компаний и на него перейдет", - уверена она.
Директор по информационным технологиям центра наукоемких цифровых технологий ПАО "НК "Роснефть" (ООО "РН-БашНИПИнефть) Тимофей Загуренко отметил, что речь идет не о том, чтобы "мерить среднюю температуру по больнице", а о том, что связанно с системными вещами, которые требуют концентрации общих усилий. "Решения, связанные с интеллектуальной собственностью и индивидуальной разработкой, будут развиваться с учетом экономической эффективности для каждой из компаний", - объяснил он. По его словам, отраслевые проблемы можно эффективно решать без давления со стороны государства через кооперацию, чему служит примером совместная работа "Роснефти" с "Газпромом" и ПАО "Сургутнефтегаз". "ИЦК нефтегазовой отрасли признан одним из самых успешных с точки зрения Минцифры и единственным, кто для себя закрепил, что не будет брать государственных денег на поддержку решений", - отметил он.
Руководитель подразделения по развитию экосистемы и цифровой трансформации ключевых корпоративных клиентов SberCIB ПАО "Сбербанк" Андрей Дмитриев уверен, что ИЦК - одна из лучших площадок для объединения отрасли. "Я беспокоюсь, что есть предпосылки к тому, что площадки превратятся в колодцы. Может получиться так, что представители крупнейших отраслей, имея ресурсы создавать решения, получат проблему интеграции с частными ERP", - предположил он.
Тимофей Загуренко заметил, что сообщество как раз предлагает сконцентрироваться на налаживании межотраслевого взаимодействия и уйти от истории с "колодцами".
Алиса Мельникова считает, что стратегию ИЦК необходимо дополнить выработкой стандартов интеграции. "Одной ERP на всю страну не будет. Будут разные решения со свой спецификой для отраслей. В результате к каждому из нас в ИТ-ландшафт попадут решения, разработанные разными ИЦК. В итоге будет мучительная проблема интеграции, если не подумать об этом заранее", - сказала она. По ее словам, пора задуматься о единых стандартах взаимодействия между решениями.
Евгений Звездин отметил, что необходимо делиться не только планами, которые задумывались на уровне ИЦК, но и внутри компании. "Необходимо начать считать кросс-функциональный, народно-хозяйственный эффект. Мы должны начать отвечать на вопрос не только о том, что важно для бизнеса и для конкретной компании, но и попытаться принять, что в определенных вопросах цели отрасли важнее цели конкретной компании", - считает он.
Алиса Мельникова сказала, что основная идея ИЦК "Нефтегаз и нефтехимия" - это создание решений для всей отрасли, а не для отдельных игроков. "Приоритетное право на финансирование получают как раз проекты, которые важны всей отрасли, а не определенным компаниям. Поэтому разработанные в рамках ИЦК решения будут доступны всей отрасли, как мелким, так и крупным компаниями", - отметила она.
В вопросе использования решений ИЦК Тимофей Загуренко отметил проблему информационной открытости. "Деятельность ИЦК мало освещается, и из-за этого возникают определенные проблемы даже внутри центра. Коммуникации отлажены еще не до конца. Мы поставили себе эту задачу и надеемся, что в ближайшее время информационная поддержка вырастет", - сообщил он.
По словам Алисы Мельниковой, кроме прочего, деятельность ИЦК необходимо дополнить информационной поддержкой публичной деятельности. "Опубликовать список решений, доступных рынку, выработать модель, которая даст возможность компаниям, не имеющим возможности платить за использование, получить решение. Как вариант - с отложенной оплатой. Кроме того, проработать механизмы поддержки этих решений", - отметила она.