Объем российского рынка EdTech, по предварительным итогам года, составил 19,4 млрд руб., что на 14,5% ниже прошлого. Главным фактором снижения стало сворачивание В2В-программ, где доминировали зарубежные компании, ушедшие с российского рынка. Однако открываются новые возможности, прежде всего выход на рынок среднего профессионального образования.
© ComNews
30.09.2022

Изменениям на рынке новых образовательных технологий была посвящена секция на 12-м Российском форуме по управлению интернетом. Однако предварительные итоги, которые озвучил модератор сессии управляющий партнер Pulsar Production Макар Гончаров, не внушают оптимизма. После восьми лет неуклонного роста на российском рынке новых образовательных технологий наблюдается снижение.

Директор Edtech-кластера фонда "Сколково" Наталья Царевская-Дякина связывает снижение со сворачиванием программ, ориентированных на сегмент В2В, где доминировали ушедшие с российского рынка зарубежные компании. В частности, она упомянула SAP, который контролировал до 80% рынка корпоративного образования. И в целом, по мнению участников дискуссии, в текущих условиях наблюдается существенное снижение интереса к бизнес-образованию и повышению квалификации.

Вместе с тем в сегменте В2G показатели остаются стабильными. Однако далеко не у всех получается в нем работать. Генеральный директор образовательной платформы "Цифриум" Алексей Половинкин предупредил, что государство - не слишком хороший дистрибьютор и компаниям приходится самим продвигать услуги, и это не у всех получается. Также государственное финансирование поступает медленно. Хотя есть и положительные примеры. В частности, компания "Мобильное электронное образование" по итогам первого полугодия текущего года продемонстрировала рост выручки в семь раз по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.

По оценке заместителя генерального директора компании "Нетология" Валентины Куренковой, В2G-сегмент скорее держится, чем развивается. Серьезной проблемой этого рынка также является частая смена правил игры, что влечет риски, часто серьезные. В итоге из четырех проектов "Нетологии" в сегменте В2G удачными стали три.

По оценке Алексея Половинкина, основным драйвером рынка EdTech являются программы, ориентированные на детей и подростков. Потенциал роста тут достигает 15% в годовом выражении. Наталья Царевская-Дякина напомнила, что к услугам репетиторов обращается до 60% родителей школьников, и этот показатель будет только расти, поскольку количество бюджетных мест в вузах сокращается, но при этом услуги репетитора обходятся дешевле, чем расходы на платное обучение. По ее оценке, перспективным направлением является также экспресс-помощь школьникам в освоении учебного материала, который они по каким-то причинам пропустили или просто не поняли.

Однако наиболее перспективным направлением, по мнению Валентины Куренковой, является выход EdTech в сегмент среднего профессионального образования. В таких услугах очень заинтересованы работодатели, прежде всего из сферы промышленности, однако традиционное образование запрос бизнеса решить не может. У "Нетологии" есть положительный опыт входа на этот рынок, о чем, как анонсировала Валентина Куренкова, скоро будет объявлено.

Новости из связанных рубрик