Заоблачный рост облачных услуг
Участники конференции по облачным технологиям, организованной Yandex Cloud и DBI, отмечают существенный рост количества пользователей облачных сервисов в России. "В первом полугодии 2022 г. потребление облачных сервисов Yandex Cloud выросло на 115% по сравнению с I полугодием 2021 г. Пользователи активнее потребляют сервисы и переносят в облако существенную часть ИТ‑решений для внутренних и внешних пользователей. Также после знакомства с платформой на практике продолжают наращивать количество новых проектов, разрабатываемых изначально в облачной среде", - такие данные приводят авторы отчета Yandex Cloud, посвященного итогам первой половины текущего года. Общий объем бизнеса Yandex Cloud по итогам первого полугодия 2022 г. составил 3,2 млрд руб., что превысило показатели всего 2021 г. При этом, как отметил менеджер по работе с клиентами Yandex Cloud Михаил Гавриков, аналитики прогнозировали рост российского облачного рынка лишь на 30%.
Росту практического интереса к российским облачным сервисам, по мнению Михаила Гаврикова, способствовали необходимость быстрого вывода продуктов на рынок, обеспечение непрерывности бизнес-процессов в условиях дефицита физического оборудования, а также финансовая оптимизация. По его оценке, наиболее популярен перенос в облачную среду фронт-систем веб-сайтов, голосовых помощников, средств аналитики, включая системы обучения нейросетей, а также тестовых сред и разработки. Также все чаще в облачную среду мигрируют продуктивные системы.
Сервис-провайдер M1Cloud компании Stack Group по итогам восьми месяцев 2022 г. также отметил значительный рост облачных услуг. Увеличение составило 110% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Основным драйвером роста стало то, что именно облачные сервисы стали практически единственным полноценным инструментом, который доступен для оперативного развертывания и масштабирования ИТ-инфраструктуры в условиях ограничений на доступ к зарубежным технологиям.
"В условиях санкций, когда российский бизнес начал активно пересматривать используемое программное обеспечение в пользу российских производителей, роль сервис-провайдеров закономерно возросла, так как многие компании ориентируются на потребление программного обеспечения по подписке из облака. Думаю, в ближайшие несколько лет эта тенденция будет набирать обороты, учитывая курс на импортозамещение технологий не только в госструктурах, но и на всех объектах критичной информационной инфраструктуры. Соответственно, чтобы обеспечить эффективную и непрерывную работу бизнеса, облака становятся платформой для размещения российского ПО и хранения данных", - такими видит причины для роста практического интереса к российским облакам директор по развитию бизнеса Stack Group и M1Cloud Владимир Лебедев.
У других игроков также наблюдается рост, хотя и более скромный. "Российский рынок облачных технологий получил мощный импульс к развитию. Сначала пандемия приучала нас к удаленному режиму работы и переносу ИТ-систем в облако. Под влиянием COVID-19 усложнился доступ к оборудованию и драматически увеличились сроки поставок, в результате чего спрос на облачные услуги в стране, по нашей оценке, подскочил примерно на 40%, - такие данные приводит коммерческий директор Cloud (ООО "Облачные технологии") Андрей Зотов. - Переход ИТ-инфраструктуры в облако - это эволюционный процесс, который характерен для рынка в целом, и ему подвержены все отрасли. Дело в том, что облачные провайдеры помогают увеличить эффективность ИТ-систем, значительно упростить процессы их развертывания и обслуживания, а также повысить информационную безопасность. Как следствие - растет эффективность основного бизнеса заказчиков, и естественно, что в этом заинтересованы представители всех сегментов экономики. Однако наибольшую динамику спроса мы наблюдаем в финансовой отрасли, а также в ИТ и ретейле".
Михаил Гавриков особо подчеркнул, что миграция в российские облака, как показал реальный опыт нескольких крупных проектов, позволила заказчикам, которые раньше использовали ресурсы зарубежных гиперскейлеров (AWS, Google, Microsoft Azure), снизить затраты на 25-30%.
"По нашей оценке, при переходе к локальному облачному провайдеру речь может идти даже о 50% экономии. Клиент становится менее зависим от волатильности курса валют, его затраты на инфраструктуру становятся более предсказуемыми. При этом качество сервисов как минимум не падает и удовлетворяет любые запросы бизнеса", - уверен Андрей Зотов.
Директор по продуктам #CloudMTS Михаил Соловьев отметил, что спрос на облачные сервисы значительно вырос еще в 2021 г. на волне пандемии, а в 2022 г. динамика роста сохранилась на прежнем уровне, хотя и отмечаются некоторые новые тенденции: "У #CloudMTS существенно вырос спрос на IaaS- и PaaS-услуги. Особенно востребованы эти сервисы у ретейлеров, промышленности и производства, в последнее время увеличился интерес со стороны медицинских и фармацевтических компаний. Сейчас больше всего в работе проектов по миграции SAP-систем из облака вендора к российским провайдерам. Это, как правило, нетривиальные задачи с очень сжатыми сроками, требующие специфического оборудования и соответствующих навыков инженеров. По нашей оценке, количество запросов на эту услугу выросло примерно в 15 раз по сравнению с 2021 г.".
При этом, как подчеркнул Михаил Соловьев, экономия затрат на оборудование и вычислительные мощности - значимый драйвер роста, но сейчас для заказчиков главное - спасти бизнес-процессы и не потерять эффективность: перенести системы и данные, с которыми они привыкли работать, в российскую виртуальную инфраструктуру.
По мнению Андрея Зотова, миграция из зарубежных облаков является важным фактором роста для российского рынка: "Что касается событий последних месяцев, то с уходом зарубежных вендоров и провайдеров с рынка российский бизнес начал активно искать альтернативные способы решения ИТ-задач. В результате к нам стали обращаться за миграцией из зарубежного облака, и мы готовы помогать в сжатые сроки".