"Яндекс", Сбер и "Газпром" станут первопроходцами
В марте 2022 г. правительство выпустило
По данным авторов проекта постановления, целью установления ЭПР является разработка, апробация и внедрение цифровой инновации - проектирования, производства и эксплуатации беспилотников, предоставления транспортных и логистических услуг и организацию транспортного обслуживания. В эксперименте будут участвовать ООО "Газпромнефть-Снабжение", компания экосистемы Сбера - ООО "Сбер Автомотив Технологии", ООО "Яндекс.Испытания" и петербургское ООО "Научно-производственное объединение "СтарЛайн", принадлежащее предпринимателям Темуру Аминджанову и Сергею Вильскому (бывшим совладельцам группы UltraStar, которая вела торговлю электроникой). "Закономерным этапом развития технологий защиты и комфорта автовладельцев стало освоение технологий беспилотного вождения, которые с каждым годом все больше и больше интегрируются в нашу жизнь. НПО "СтарЛайн" является активным участником научного сообщества в области исследования и разработки технологий беспилотного вождения. Беспилотный автомобиль StarLine - это научно-исследовательский проект", - сообщают представители компании на официальном сайте.
"Яндекс" и правительство Татарстана еще в августе 2018 г. подписали соглашение о развитии в республике беспилотного транспорта. Соглашение предусматривает создание в Иннополисе тестовой зоны для передвижения автомобиля.
Через год жители Иннополиса совершили более 4000 поездок на беспилотных автомобилях.
В ноябре 2021 г. центр инноваций ООО "Газпромнефть-Снабжения" совместно с портфельной компанией фонда "Новая Индустрия" NVI Solutions и фирмой Evocargo провели испытания беспилотной грузовой платформы EVO-1, работающей от электродвигателя, которую разработал "Газпром" в 2020 г.
В мае прошлого года SberAutoTech представила прототип полностью автономного электрического транспорта собственной разработки. Новинка получила название ФЛИП и, по заверению ее создателей, реализует концепцию новой мобильности: это полностью беспилотное транспортное средство (максимальный, пятый уровень автономности по международной классификации) обеспечивает быстрое, безопасное и комфортное перемещение пассажиров с использованием новейших технологий.
В рамках участия в эксперименте, согласно документу, компании будут самостоятельно закупать оборудование или комплектующие, изготавливать или модернизировать уже имеющиеся беспилотники, разрабатывать специализированное ПО, подготавливать водителей-испытателей и операторов, а также проводить испытания на закрытом полигоне, автомобильных дорогах общего пользования и на автомобильных дорогах необщего пользования. Кроме того, участникам эксперимента предстоит осуществлять все действия, связанные с техническим контролем и обслуживанием, проводить оценку соответствия и обеспечивать возможность заказа перевозки на беспилотном таки через информационный сервис.
Пресс-служба "Яндекса" отказалась от комментариев. Остальные участники экспериментального режима не ответили на запрос корреспондента ComNews.
Выступая на конференции по цифровому развитию, которую правительство Петербурга провело 15 июня в Мариинском дворце, директор департамента развития цифровой экономики Минэкономразвития Анатолий Дюбанов говорил, что среди первых заинтересованных в новом ЭПР сторон оказался "Яндекс", намеревающийся экспериментировать в Томской области с летательными аппаратами, способными нести до 500 кг груза, а также "Почта России" и с "Газпром", которые опробуют дроны на Чукотке, Камчатке, в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком АО.
Заместитель губернатора Томской области по экономике Андрей Антонов на том же мероприятии отметил, что на получение ЭПР у этого региона ушло два года работы. "Томская область буквально пронизана нефте- и газопроводами, и их владельцев есть потребность в постоянном мониторинге. Кроме того, остро стоит задача доставки грузов, что осложняется большой территорией – полет из конца в конец занимает полтора часа", - сообщил Андрей Антонов. По его словам, первые полеты дронов запланированы на август 2022 г., а займутся этим "Почта России" и "Газпром нефть".
Директор ФГБУ "Российский фонд информации по природным ресурсам" Даниил Сорокин призвал вместе в ЭПР ввести механизм амнистии. "При внедрении цифровых технологий у многих существует страх "опрозрачивания". Нужно ввести механизм амнистии: например, если после внедрения технологии выяснится, что некое предприятие загрязняет атмосферу или водоем, оно не должно быть наказано. Мало того, федеральный бюджет должен обеспечить для него финансирование строительства очистных сооружений", - пояснил Даниил Сорокин.
Заместитель гендиректора АНО "Цифровая экономика" Дмитрий Тер-Степанов, который с 20 июля является врио главы этой организации, подчеркнул: "Отдельные ведомства по-прежнему не понимают ценности внедрения инноваций или терзаются сомнениями – особенно этим грешат Минздрав и Минтранс. А бизнес уже осознал преимущества ЭПР и приходит к нам с проверенными решениями. Никто не обращается с проектами по беспилотниками с тем, чтобы проверить, не сбивают ли они людей".
Авторы документа отмечают, что ЭПР устанавливается на три года для того, чтобы по результатам сформировать новые виды и формы экономической деятельности и способы осуществления экономической деятельности. "Также целями установления экспериментального правового режима являются совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима и создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций", - сообщают представители Минэкономразвития.
Минэкономразвития планирует установить режим ЭПР на территории 41 региона - Москвы, Петербурга, Адыгеи, Башкирии, Бурятии, Крыма, Татарстана, Чувашии, Забайкальского, Краснодарского, Красноярского, Приморского и Хабаровского краев, Московской, Ленинградской, Амурской, Владимирской, Воронежской, Иркутской, Кемеровской, Курганской, Липецкой, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Пензенской, Ростовской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Томской, Тульской, Тюменской, Челябинской областей, Еврейской автономной области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа.
Документ предусматривает, что Минтранс по согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти региона, на территории которого размещается выбранная зона эксплуатации, Министерством внутренних дел и ФСО устанавливает зоны эксплуатации беспилотных автомобилей в пределах территорий.
Напомним, что в мае 2021 г. Государственная Дума приняла в первом чтении сопутствующий законопроект к закону "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций", разработанный Минэкономразвития по поручению президента Российской Федерации. В рамках законопроекта в 2021 г. планировалось запустить семь экспериментов, которые позволят гражданам России получать более качественные и недорогие сервисы.
https://www.comnews.ru/content/214484/2021-05-14/2021-w19/bolshim-innovaciyam-bolshie-pesochnicy