Объем госзакупок в ИТ за шесть месяцев 2022 г. увеличился на 13,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 126,54 млрд руб. Большая часть пришлась на приобретение компьютеров и периферийного оборудования - 71,37 млрд руб. Игроки рынка считают, что это подтверждает приверженность государства к импортозамещению с четким требованием отнесения разработок к категории отечественного ПО и готовность отрасли к импортозамещению.
© ComNews
29.07.2022

По данным аналитического центра "ТЭК-Торг", значительная часть средств пришлась на приобретение компьютеров и периферийного оборудования - 71,37 млрд руб. По словам представителя аналитического центра, данный показатель ниже на 5,2%, чем годом ранее. Объемы НМЦ (начальная максимальная цена) закупок программных продуктов и услуг по разработке и тестированию программного обеспечения, напротив, показали заметный рост - 55,17 млрд руб. (увеличение на 52,6%). "На 31,8 % снизился объем ИТ-закупок в рамках 223-ФЗ и составил 97,09 млрд руб. на 15 тыс. процедур. По итогам шести месяцев 2022 г. софта и лицензий закуплено на сумму 40,86 млрд руб., что на 43,5% ниже, чем годом ранее, всего 5,4 тыс. процедур. "За аналогичный период 2021 г. проведено 6,9 тыс. процедур на сумму 72,33 млрд руб. Объем закупок компьютеров и периферийного оборудования по 223-ФЗ снизился на 19,8% и составил 56,23 млрд руб., всего 110,7 тыс. закупочных процедур", - рассказал представитель "ТЭК-Торг". По его словам, в топ регионов по количеству ИТ-закупок в первом полугодии 2022 г. по двум федеральным законам вошли Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Красноярский край, а также Калужская, Свердловская, Новосибирская и Ростовская области.

Операционный директор "ТЭК-Торг" Евгений Карасев отметил, что одной из тенденций первого полугодия 2022 г. к аналогичному периоду 2021-го можно считать укрупнение закупок госорганов, при снижении их общего количества. "В госкомпаниях же наоборот в первом полугодии мы видим снижение расходов на ИТ. Мы полагаем, что это связано с более разнообразными и обширными бизнес-процессами по сравнению с относительный плановостью госорганов. Вызовы первого полугодия 2022 г. предполагают значительную перестройку устоявшихся моделей, и ИТ-инфраструктура в компаниях также подвергается перестройке. В связи с этим мы видим временное сокращение текущих расходов для переориентации на обновленные бизнес-процессы", - сказал Евгений Карасев. По его словам, чтобы ответить на вопрос, почему софт и лицензии стали меньше покупать, и делать прогнозы на конец года, потребуется дополнительное исследование в разрезе основных участников рынка. "Но в целом мы видим, что эти уменьшения также связаны с консолидацией ресурсов для изменения бизнес-процессов. Прогноз вряд ли кто-то сможет сделать, тут, наверно, можно было бы опросить основных участников ИТ-рынка. Полагаем, что у них есть какое-то видение", - заключил он.

Руководитель департамента цифровых решений Агентства "Полилог", разработчик BPM-платформы Polycode Людмила Богатырева считает, что ежегодный рост объема закупок на цифровизацию среди госорганов - закономерный тренд. По ее словам, его стимулирует Минцифры России: форсированное импортозамещение, цифровая трансформация госуслуг и госфункций, кибербезопасность - реализация этих требований учитывается в персональном рейтинге CDTO министерств и ведомств, по результатам которого на высшем уровне принимаются кадровые решения, в том числе про увольнения. "Среди госорганов этот рост обеспечила закупка софта, в то время как закупка компьютеров и периферийного оборудования наоборот снизилась. Этот тренд напрямую связан с уходом зарубежных компаний. Российские разработчики могут заместить иностранное ПО по большинству направлений - этот рынок активно развивался в последние годы, в первую очередь за счет госзаказа. С оборудованием ситуация кардинально противоположная. В этом сегменте очень высок уровень импорта, заказчику сложно найти подходящего отечественного производителя, а закупать иностранное уже нельзя. Как следствие, помимо постоянного роста требований регулятора к "развитию" софта, на увеличение затрат повлияла потребность в создании новых российских продуктов, создаваемых с нуля - а это дорого", - объясняет Людмила Богатырева. По ее словам, в отличие от органов власти, затраты госорганизаций (госкомпании, подведомственные организации и др.), осуществляющих закупки по 223-ФЗ, снизились и на ПО. "Это связано с тем, что у регулятора было меньше требований к их импортозамещению - они активнее министерств и ведомств использовали иностранные продукты. Сейчас госорганизации не могут продолжить его закупку, соответственно, спрос снизился. Для выбора импортозамещающего российского решения, организации закупок, перепроектирования ИT-ландшафта требуется время. Как правило, должно пройти от шести месяцев до года, после которых можно ожидать существенного роста затрат на ИТ и в рамках 223-ФЗ", считает руководитель департамента цифровых решений агентства "Полилог".

Заместитель генерального директора Cross Technologies Сергей Кобзев отмечает, что, погружаясь в предметную область, можно уверенно заявить, что увеличение объема проводимых закупок в направлении ИТ подтверждает приверженность государства к импортозамещению с четким требованием к отнесению разработок к категории отечественного ПО. "Однако цифры подтверждают и обратную сторону данного вопроса - готовность отрасли к замещению иностранных продуктов. В данном направлении мы видим поле для роста и развития, в котором множество спроса и меньшее количество предложения. Очевидно, данный период - это возможность для роста малого и среднего предпринимательства, а также для диверсификации крупных ИТ-компаний. Ожидаем в горизонте полутора лет замещения ключевых инфраструктурных зарубежных ИТ-решений на отечественное программное обеспечение", - считает он.

По словам президента IW Group Алексея Синицы, крупные компании, делающие ставку на ИТ-технологии, повели себя вполне естественно в сложившихся условиях. "Рынок ИТ-отрасли также отреагировал ожидаемо, ничего удивительного не произошло. Количество закупок готового софта и лицензий снизилось в виду перехода компаний на собственные, с точки зрения принадлежности, разработки и решения. Компании отказываются быть зависимыми от внешних обстоятельств, в том числе обстоятельств с иностранным участием. Ни одна из динамично развивающихся компаний не хочет быть зависима в собственном развитии, вот и происходит ожидаемый переток. Для ИТ-отрасли этот шаг не стал неожиданностью, к этому плавно готовились. Внешние условия ускорили процесс", - уверен он.

Руководитель тендерного отдела SimbirSoft Вагиз Исхаков говорит, что, как показывает статистика закупок, заказчики сформировали бюджеты и потребности, планируя закупки 2022 г., в конце 2021 г., при этом фактический объем закупок оказался меньше. "Вероятно, большая доля контрактов планировалась с учетом готовых решений иностранных вендоров либо разработчиков, однако многие из них сейчас не работают с российским рынком. Это заставляет заказчиков переориентироваться на продукты и услуги российских компаний и обновить документацию для закупок. Например, до этого документация была ориентирована на одно из крупных готовых решений, таких как Oracle, а сейчас потребность изменилась и нужна работа с 1С", - отмечает Вагиз Исхаков. По его словам, похожие изменения происходили на рынке в ковидном периоде, когда многие закупки были приостановлены, а бюджеты перенаправлялись на наиболее актуальные нужды. "Кроме того, сейчас меняются и требования к подрядчикам: от них ожидают, что они смогут доказать опыт, экспертизу, как отраслевую, так и в технологическом стеке, и надежность. Особое внимание обращают на ресурсы разработчика: наличие всех необходимых специалистов в штате в России и готовность оказать услуги разработки полного цикла", - отметил он.

Коммерческий директор "Т1 Интеграции" Людмила Игнатова отметила, что в рамках пакета антикризисных мер правительство РФ временно расширило основания для закупок у единого поставщика. "Поэтому выросла доля закупок, которые проводят без конкурсных процедур. Это позволяет упростить и ускорить процесс, а также избежать раскрытия информации, которая может негативно сказаться на закупке", - считает она.

Исполнительный директор группы компании "Рексофт" Евгений Минеев считает, что данные в текущей ситуации логичные и ожидаемые. "Мы видим существенное падение закупок софта и лицензий, на 43%, которое спровоцировано массовым уходом из страны западных вендоров. Естественно, российские заказчики приостановили запланированные закупки привычного им софта и занялись анализом доступных вариантов его импортозамещения. Этот процесс не очень быстрый и требует аналитики и вдумчивого подхода", - уверен он. По его словам, еще один вектор состоит в том, что заказчики практически полностью выполнили планы полугодия по закупкам компьютеров и периферийного оборудования, на которые приходится львиная доля трат в ИТ-бюджетах. "Госзаказчики по максимуму запасались "железом", которое было на складах дистрибьюторов, пытаясь сделать себе задел на будущее. Возможно, в количестве оборудования была просадка, так как выросли цены на технику и затраты на ее логистику", - считает Евгений Минеев.

Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов считает, что результаты, представленные аналитическим центром "ТЭК-Торг", соответствуют текущим реалиям. По его словам, к сфере ИТ приковано наибольшее внимание государства, а с уходом иностранных лидеров данного бизнеса из России увеличиваются закупки отечественных производителей. "Данные говорят о переориентации использования ПО, ПО и софта российскими госучреждениями на отечественное оборудование. Ранее закупался импортный софт, который развит уже во всех категориях, а сейчас выбор закупок ограничен отечественным, который находится на стадии активного развития. Он еще представлен не во всех категориях", - объясняет Владимир Чернов.

Новости из связанных рубрик