Российская образовательная платформа Robbo LMS дополнена модулем виртуальной симуляции Robbo VR, который позволяет моделировать и программировать прототипы роботов в виртуальном пространстве. Реализовала проект компания "Роббо", которая планирует оснастить "Роббо Классами" минимум 10% школ всего мира, однако сталкивается с жесткой конкуренцией.
© ComNews
25.07.2022

АО "Роббо" и компания Varwin завершили проект "Внедрение платформы VR-моделирования робототехнических устройств Varwin Robotics для массового создания мультимедийных интерактивных онлайн-курсов по робототехнике на основе VR-технологий". Он реализован с использованием средств гранта Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) по нацпроекту "Цифровая экономика". Общая стоимость проекта 125 млн руб., из них 85 млн руб. - грант от РФРИТ, интегратором выступило ООО "ГНУ/Линуксцентр".

Основатель и продюсер "Роббо" Павел Фролов рассказал ComNews, что компания потратила около полутора лет на подготовку и реализацию проекта. "Технология прототипирования роботов в виртуальном пространстве делает доступным обучение робототехнике для школьников и студентов вне зависимости от их места жительства и технологической оснащенности домохозяйства или школы. Для учеников это возможность получить полноценное онлайн-образование в сфере технологий от ведущих российских экспертов. Преподаватели могут показывать процесс создания роботов и объяснять нюансы их производства и программирования. Визуальная форма подачи материала делает его более доступным для детей любого возраста. Наконец внедрение VR-технологий "Роббо" в процесс обучения школьников позволит на государственном уровне подготовить новое поколение российских инженеров с навыками работы с открытыми технологиями, - прокомментировал он. - На глобальном уровне VR-технологии уже несколько лет успешно используются в системе образования, преимущественно высшего. VR-симуляторы помогают студентам-медикам тренировать навыки проведения операций, историкам - проводить совместные интернациональные исследования. С началом пандемии многие крупные вузы начали создавать практические курсы на базе VR-технологий и использовать инструменты VR для организации бесконтактного образовательного процесса. Так, в Высшей школе бизнеса при Стэнфордском университете заработала VR-платформа для помощи студентам - поиска аудитории, ответа на вопросы. В России доверие к таким технологиям невысокое, поэтому и кейсов применения меньше. Тем не менее эксперименты по внедрению VR в школьную программу проводятся, к примеру, в Нижнем Новгороде. Всего по России около 3000 школ оснащено VR-шлемами и другим оборудованием для работы в виртуальной реальности".

"Мы мечтаем оснастить все школы России "Роббо Классами" на открытых технологиях, хотим модернизировать образование современными технологиями во всех регионах России", - рассказал Павел Фролов.

Система обучения "Роббо" уже проверена на практике в России и еще 27 странах мира, на ней обучается порядка 100 тыс. школьников. Образовательной платформой заинтересовались Китай, Белоруссия, Финляндия, Япония, Таиланд и Южная Корея. В планах компании - поставить учебные классы в российские культурные центры и школы за рубежом по линии Россотрудничества и МИД.

В рамках нацпроекта "Международная кооперация и экспорт" компания планирует оснастить "Роббо Классами" минимум 10% школ всего мира, однако сталкивается с жесткой конкуренцией. "Одни страны дарят робототехнику во все школы других стран, а другие страны берут на модернизацию образования крупные кредиты на уровне правительства. У нас таких ресурсов нет", - пояснил Павел Фролов.

На прошлой неделе "Роббо" и РФРИТ презентовали проект президенту РФ на форуме "Сильные идеи для нового времени". Владимир Путин пообещал ему поддержку, подчеркнув, что в российских школах должны открываться инженерные классы, оснащенные современными технологиями, и попросил председателя государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" Игоря Шувалова проработать масштабирование "Роббо" на зарубежные рынки.

"Новый модуль виртуальной симуляции помогает осваивать основы программирования, а также моделировать и апробировать прототипы роботов прямо в LMS-системе. Функция уже доступна всем ученикам "Роббо Клубов", - рассказал Павел Фролов.

Среди других преимуществ Robbo LMS ((Learning Management System) с VR-модулем - возможность формировать профессиональные сообщества, делиться опытом, создавать команды учеников-разработчиков. С ее помощью также можно получить удаленный доступ к учебным и методическим материалам ведущих преподавателей в области робототехники из любой точки мира.

"Виртуальная реальность постепенно завоевывает разные области применения - от образования до производства, создавая новые возможности для компаний и рынков. Наше сотрудничество с "Роббо" позволит детям получить доступ к передовому техническому образованию и занятиям у высококлассных специалистов в области робототехники независимо от места жительства", - отметил Алексей Баканов, Project Manager Varwin.

Платформа Robbo LMS запущена в 2021 г. для проведения удаленных занятий по программированию, робототехнике и 3D-моделированию в кружках сети "Роббо Клуб" на базе LMS-платформы. Система также включает в себя двухмерный симулятор собственной разработки "Роббо", предназначенный для обучения детей классическому программированию роботов с использованием визуального языка Scratch. Доступно программирование Minecraft, Python, 3D-моделирование через Tinkercad и Freecad, схемотехника через симулятор в Tinkercad и полноценный курс по Unity. Решение состоит из пяти компонентов: визуальный редактор логики взаимодействия объектов виртуальной реальности; сервис компиляции логики взаимодействия объектов; исполняемая среда в виртуальной реальности с возможностью динамической подгрузки предкомпилированных объектов; приложение для хранения миров/сцен и объектов в среде виртуальной реальности; система личных кабинетов пользователей.

"Компания "РОББО" получила грант РФРИТ, внедрила доработанное ИТ-решение и успешно его реализовала. Этот кейс – перспективная конкурентоспособная российская разработка. Теперь, благодаря такой высокой оценке и поддержке главы государства, проект можно очень эффективно масштабировать на зарубежные рынки", – прокомментировал генеральный директор РФРИТ Александр Павлов.

Начальник отдела внешних коммуникаций Фонда содействия инновациям Дарья Хандогина рассказала ComNews, что Фонд содействия инновациям поддерживает ООО "Роббо" с 2010 г., когда компания получила первый грант по программе "Развитие" на создание робототехнического комплекта для средних и высших учебных учреждений "СкретчДуино". "Это были первые и решающие инвестиции для компании, которые ускорили выход на рынок, а затем помогли масштабировать уже готовый бизнес. Фонд инвестировал в проекты "Роббо" 67,7 млн руб.", -сообщила она.

Экс-председатель правления НАУРР и основатель проекта RoboJobs Алиса Конюховская отметила, что платформы и виртуальные среды симуляции для робототехники нужны и полезны, являются одним из глобальных трендов робототехники. "В связи с тем, что разработка роботов и их использование стоит дорого, для развития робототехники могут быть полезны такие виртуальные среды, - пояснила она. - Которые, с одной стороны, могут помочь спроектировать самого робота, с другой - проверить, как он будет взаимодействовать с внешней средой, чтобы протестировать гипотезы и уменьшить стоимость и время разработки физического робота, отработать его алгоритмы".

Российский фонд развития информационных технологий (РФРИТ) - оператор государственных мер поддержки Минцифры России. Гранты на разработку и внедрение отечественных ИТ-решений выделяются в рамках реализации национального проекта "Цифровая экономика".

Компания ROBBО - российский разработчик образовательной робототехники на открытом программном и аппаратном обеспечении, производитель робототехнических EdTech-наборов.

Новости из связанных рубрик