Системные интеграторы заявляют, что первые прецеденты полной цифровизации потребления уже созданы, одними из флагманов выступают beauty и fashion индустрии. Так, "Магнит" запустил технологию подбора косметики при помощи ИИ, а стартап Haut.Al моделирует эффект после использования косметического продукта на основании предиктивной нейромодели определения структуры кожи.
Ирина
Приборкина
© ComNews
04.07.2022

Руководитель направления цифровых продуктов департамента консалтинга компании "Рексофт" Татьяна Ежова отмечает, COVID погрузил нас в сферу практически абсолютного онлайн потребления и digital на несколько лет. "Таким образом, у большинства населения привычка покупать онлайн уже сформирована. Все крупные ритейлеры так или иначе за это время "заточили" инфраструктуру и бизнес-процессы под онлайн. Появились и новые бизнес-модели. Проект "Магнита" один из них. Кроме того, он следует потребностям поколения Z, для которых digital-инструменты и "фишки" - естественная среда обитания", - говорит эксперт. Также она рассказала, про еще один интересный кейс, уже из области digital-fashion. "Помимо основной функции одежда несет вспомогательные посылы, а именно формирование нашего образа. Сегодня все больше модный look важен в первую очередь в социальных сетях. Там мы "показываем себя" окружению. Уже сейчас появились приложения, позволяющие примерить одежду на свою фотографию, а затем "запостить" новый образ в своем аккаунте. Даже не факт, что покупатель потом приобретет товар, ведь он сидит дома, но контакт с потребителем и побуждение к покупке случились. Таким образом, первые прецеденты полной цифровизации потребления уже созданы", - считает Татьяна Ежова. По ее словам, из этого тренда вытекает еще один – стремление к минимизации потребления и экологичности.

Директор центра компетенций Big Data "Т1 Консалтинг" Алексей Рощин отмечает, что ИИ все глубже проникает во все сферы, в том числе ранее "непрофильные", например, бьюти-индустрию. "Так, индивидуальный онлайн-подбор косметических средств уже стал трендом. Крупнейшие игроки рынка используют сразу несколько источников данных для ИИ: самостоятельная оценка человеком своих потребностей при подборе средства (чек-листы, опросы), анализ изображения, которое предоставляет клиент для верификации. Алгоритмы анализируют полученную информацию и предоставляют персонифицированное предложение, что повышает уровень лояльности потребителя", - говорит Алексей Рощин. По его словам, следующим большим шагом в развитии бьюти-теха станут индивидуальные рекомендательные системы и изготовление косметических продуктов для конкретного клиента. "Один из интересных стартапов в сфере бьюти-тех – Haut.Al: он моделирует эффект, который человек получит после использования того или иного косметического продукта на основании предиктивной нейромодели определения структуры кожи (в т.ч. уровня сухости/жирности) и привычек пользователя", - рассказал Директор центра компетенций Big Data "Т1 Консалтинг". Он отмечает, что в последнее время глобальные ритейл-игроки внедряют технологии, которые помогают лучше понимать клиентов, агрегировать для них уникальные предложения от разных производителей, сортируя их по стоимости, составу и иным показателям, и предлагая возможности быстрой доставки. "На международном рынке уже есть подобные проекты, и радует готовность российского рынка активно в них включаться. В целом продавцы косметики уже активно используют компьютерное зрение и дополненную реальность, роботизированные кассы, инструменты предиктивной аналитики для прогнозирования спроса и построения оптимальных логистических маршрутов. И на каждом из этих направлений можно эффективно использовать искусственный интеллект", - уверен он.

Генеральный директор iPavlov, исполнительный директор НИЦ АО "Швабе" в МФТИ, директор по разработке прикладного программного обеспечения Центра Компетенций НТИ по направлению "Искусственный интеллект" Лоран Акопян считает, что применение технологий ИИ в области розничной торговли обещает стать чрезвычайно богатым направлением для всех игроков на данном рынке. "На наш взгляд, вместе с банковской и телекоммуникационной отраслью, розничная торговля входит в тройку тех отраслей экономии, в которой имеются большое количество оцифрованных данных, высокоразвитая серверно-облачная IT инфраструктура, а также компетентный технический и управленческий персонал, способный ставить корректные задачи", - говорит Лоран Акопян.

Пресс-служба "Магнита" рассказала, что проект технологим подбора косметики при помощи искусственного интеллекта, пилотируется в 14 магазинах "Магнит Косметик" в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Екатеринбурге, Саратове, а тестирование ведется совместно с разработчиком технологии - стартап-студией Scanderm. "Для анализа кожи покупателям необходимо навести камеру смартфона на QR-код в магазине, ответить на несколько вопросов и загрузить фотографию лица. Искусственный интеллект обработает снимок и подберёт индивидуальную программу ухода по ингредиентам в составе косметики. Сейчас в системе три ценовые категории различной продукции, в том числе собственные бренды розничной сети. Персональные данные клиентов защищены с помощью одного из крупнейших российских провайдеров облачного хранения информации", - говорит пресс-служба розничной сети.

Директор по ИТ-архитектуре, инфраструктуре и поддержке пользователей розничной сети "Магнит" Татьяна Коваль отмечает, что персонализированные сервисы – один из инструментов, который может помочь посетителям определиться в многообразии ассортимента, узнать больше о состоянии кожи и сэкономить время на поиск нужных средств. "Мы оценим, насколько такой сервис интересен и актуален для покупателей, тестирование будет идти несколько месяцев в разных локациях, после чего решим вопрос с масштабированием", - уточнила она.

По информации Scanderm, стартап-студия ранее реализовывала подобные технологии для крупнейших фармацевтических компаний, ими воспользовалось более 1.8 млн человек в 120 странах.

Генеральный директор российско-корейской биотехнологической стартап-студии Scanderm Татьяна Коваль рассказала, что решение является первым в розничной торговле, для которого достаточно камеры мобильного телефона. "С помощью нашей технологии мы можем помочь сохранить молодость, красоту и защитные свойства кожи. Для этого мы объединили знания дерматологов МГМУ им. Сеченова, разработчиков косметики и искусственного интеллекта для ведущих стран Азии, Америки и Европы", - заключила она.

Ведущий эксперт практики инновационных технологий Лиги Цифровой Экономики Руслан Гатин отмечает, что многие компании используют машинное обучение для продвижения продуктов и услуг. "Алгоритмы анализируют историю взаимодействия с клиентами и определяют, какие именно варианты сотрудничества принесут максимальную выгоду. Таким образом можно подобрать персональное предложение, наиболее перспективное и для клиента, и для компании", - объясняет он. По его словам, ранее подобные алгоритмы были менее гибкими и эффективными, а значительную часть настроек и расчетов приходилось выполнять вручную, но со временем алгоритмы ИИ становятся все более производительными, поэтому освобождают специалистов от однообразной работы и позволяют им сконцентрироваться на сложных задачах.

Генеральный директор iPavlov считает, что проект "Магнита", как компания и заявляет, будет имиджевым и экспериментальным. "От данного проекта на этапе пилотирования не стоит ожидать значительного экономического эффекта. При этом данный продукт откроет для компании новые перспективы, связанные с пониманием клиентских потребностей, а также поможет подобрать нескольких поставщиков решений на базе технологий ИИ, так как для разработки "промышленного" решения потребуется создание соответствующего "ИИ-ландшафта" внутри компании", - отметил он.

Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России Павел Катков отметил, что покупатель сможет подать в суд, если косметика нанесет вред его здоровью, независимо от того, подбирал ее ИИ или покупатель купил косметику сам. "Вместе с тем, использование ИИ с одновременным его рекомендательным позиционированием повышает ответственность продавца - он не просто продает товар, но гарантирует совместимость с кожей, с организмом покупателя, тогда как при самостоятельной покупке таких обязательств нет", - уточнил юрист. По его словам, шансы на выигрыш в таком деле будут зависеть, во-первых, от оферты продавца - что в ней было написано, что именно он покупателю гарантировал, во-вторых, от предупреждений на этикетке косметической продукции, в-третьих, от реального содержания этой продукции (например, индивидуальная непереносимость или обнаружение токсичных веществ, очевидно, будут иметь разное правовое значение и последствия), в-четвертых, от того, какой конкретно вред был нанесен потребителю, и в-пятых, от исковых требований, которые потребитель заявит.

Лидер микросервиса оплат и касс компании "ВкусВилл" Марина Фролова рассказала о том, что в январе 2022 года компания открыла первый магазина без продавцов и касс по системе, основанной на компьютерном зрении — это область искусственного интеллекта, построенная на работе с фото/видеоданными. По ее словам, магазин формата готовой еды с бесконтактной оплатой — тренд, который вызывает всё больше интереса. "Для нас приоритетность тех или иных инноваций определяется потребностями наших покупателей. Мы видим, что поведение покупателей меняется, все большей популярностью пользуются кассы самообслуживания в наших обычных магазинах. Люди хотят делать покупки быстро и комфортно", - отметила Марина Фролова.

Новости из связанных рубрик