Дело табак
9 июня группа депутатов Государственной Думы внесла законопроект №140165-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пояснительной записке сказано, что данный законопроект направлен на регулирование досудебного порядка ограничения доступа к сайтам в сети интернет и сетевым адресам, содержащим информацию "о табаке, табачной продукции, табачных изделий, никотинсодержащей продукции, курительных принадлежностей, в том числе трубок, сигаретной бумаги, зажигалок, а также устройств для потребления никотинсодержащей продукции, кальянов, систем нагревания табака и курительных смесей".
Партнер коллегии адвокатов Pen & Partner Станислав Данилов считает, что данный законопроект не несет ничего принципиально нового и является логичным продолжением уже имеющегося в законе о рекламе запрета на рекламу табака, табачных изделий и иной никотиносодержащей продукции, а также принадлежностей для потребления этой продукции. "Фактически в части закона о рекламе добавляется буквально пара фраз, как "система нагревания табака и курительных смесей", что никаким образом кардинально не меняет эту норму, которая уже существует довольно-таки давно, следовательно, на производителей табака и на участников рынка рекламы данный законопроект в принципе никаких новых обязательств не будет накладывать", - говорит Станислав Данилов.
Однако с точки зрения именно оборота информации в сети интернет, по словам Станислава Данилова, теперь администраторы доменов, владельцы сайтов должны будут предпринимать дополнительные меры для того, чтобы на их сайтах не содержалось информации про табак, никотиносодержащую продукцию и устройства для ее потребления. "В противном случае по жалобам и обращениям в Роскомнадзор и другие правоохранительные государственные органы, доступ к этим сайтам может быть заблокирован", - отмечает он.
Владелец бизнес-школы Katkov.School, член Ассоциации юристов России, председатель оргкомитета конференции "Юридическое онлайн-образование: чему, зачем и у кого учиться юристам в 2022 году" Павел Катков считает, что, по сути, норма закона о рекламе не меняется: было запрещено все, кроме вейпов, а теперь еще и вейпы.
Но, по его мнению, меры в виде досудебной блокировки являются более серьезными. "Механизм этот появился еще в законе о защите детей в 2010 г., нашел свое продолжение в трансформированном виде в антипиратском законе №187-ФЗ в 2013 г. и дальше только расширялся. С точки зрения законодательной техники это просто расширение перечня. Но с точки зрения общей тенденции это дальнейшее укрепление влияния Роскомнадзора на интернет- и медиарынок. Которые не были готовы саморегулироваться в нужной власти степени и теперь регулируются принудительно", - говорит Павел Катков.
"Повлечет ли это за собой какие-то серьезные изменения? Я не думаю, поскольку если владелец того или иного сайта действительно администрирует его с целью продвижения табака, то тогда, конечно, его деятельность будет, мягко говоря, существенно осложнена, но если такая информация является случайной, может быть, кто-то оставил комментарий, то ее довольно-таки несложно будет удалить с этого сайта. Следовательно, получив соответствующее предупреждение или требование об удалении информации, владелец сайта просто ее удалит, и тогда сайт не будет заблокирован. Именно по этой причине я не думаю, что данный законопроект как-то будет способствовать недобросовестной конкуренции. Если нет цели продвигать курение табака, то тогда и сайт не будет заблокирован, но если такая цель есть, то это не вопрос недобросовестной конкуренции, а просто вопрос соответствия требованиям закона", - считает Станислав Данилов.
"С точки зрения развития смежных рынков, например рынка юридических услуг, могу сказать, что это подкинет работы юристам - как и онлайн-школам, которые их учат. Ведь теперь количество споров будет все возрастать. Другой вопрос, будет ли в них состязательность, дающая клиенту шанс. Однако это можно будет узнать только в суде, только в деле", - полагает Павел Катков.
В Роскомнадзоре на запрос ComNews не ответили.