Источник: Ведомости, 13 апреля 2000 года
Автор: Александр Грек
Россия - это тот же Таиланд
Одна из ведущих консалтинговых компаний мира The Boston Consulting Group (BCG) опубликовала исследование европейского рынка электронной коммерции The Race for Online Riches - E-Retailing in Europe ( "Гонка за электронными богатствами - электронная коммерция в Европе").
В 1999 г. рост европейского рынка электронной коммерции составил 200% и превзошел рост американского рынка (145% ). Россия в этот обзор не вошла:по доле электронной коммерции в общем товарообороте наша страна стоит в одном ряду с Таиландом. Тем не менее у BCG есть и весьма оптимистичный прогноз по России.
В схватке за лакомый западноевропейский рынок сошлись три разных типа компаний - европейские традиционные и интернеткомпании и американские сетевые монстры. Американцы пока ведут с разгромным счетом. Если европейские компании не станут более агрессивными в разработке инновационных решений для электронной коммерции, они будут продолжать проигрывать более опытным американским конкурентам - таков главный вывод исследования, в основу которого легли детальные интервью с представителями 546 европейских компаний.
"Приходя на рынок с крупномасштабными общеевропейскими концепциями, американские интернет-компании уже смогли завоевать около 20% европейского рынка, - говорит Патрик Форт, вице-президент компании BCG и автор отчета. - Этот подход принципиально отличается от обычного подхода европейских компаний, которые обычно концентрируют усилия на своих национальных рынках. Однако американским интернет-компаниям будет непросто работать на рынке Старого Света, поскольку он по сути своей является конгломератом региональных рынков и каждый из них находится в различной стадии развития".
Общий оборот западноевропейского рынка электронной коммерции в 1999 г. составил $3,5 млрд и концу этого года достигнет $8,9 млрд, говорится в исследовании.BCG ожидает, что в течение нескольких следующих лет темпы роста электронной коммерции по-прежнему будут исключительно высокими. Общий оборот рынка электронной коммерции в Европе 2002 г. вырастет более чем в 13 раз и достигнет приблизительно $44,6 млрд.
Две трети рынка в Европе приходится на долю традиционных компаний, имеющих два важных преимущества:известные торговые марки и отлаженные схемы работы с клиентами. Зато темпы роста компаний, для которых Интернет является единственным каналом продаж, превышают темпы роста традиционных компаний в среднем на 25%. Европейский электронный бизнес замкнут на внутренний рынок - доля экспорта за пределы Европы составляет только 2% от оборотов электронной коммерции, а экспорт за пределы национальных границ европейских стран - 7%. Три четверти рынка электронной коммерции, по оценкам BCG, составляют четыре категории продуктов - туристические услуги, компьютерные комплектующие и программные продукты, книги и финансовые услуги.
Огромные различия между национальными рынками Интернета в Европе создают значительные трудности для компаний, пытающихся стать глобальными. Даже развитые американские компании испытывают трудности при адаптации подхода "один размер подходит всем" разнообразному европейскому рынку. Исследование BCG затрагивало рынки Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании, Португалии, Австрии, Швейцарии, Бельгии, Нидерландов, Швеции, Норвегии, Финляндии и Дании.
Степень распространения Интернета резко отличается в Европе от страны стране - от 54% в скандинавских странах до 16% во Франции и 18% в Испании.
Швеция лидирует в Европе - доля электронной коммерции от общего оборота составляет 0,7% , что ставит Швецию на 2-е место в мире после США. Однако абсолютные размеры этого рынка относительно малы. Зато этот показатель очень мал в Испании, Португалии и Италии и составляет всего 0,1% , хотя эти страны обладают большим потенциалом.
"Несмотря на более низкую степень развития электронной коммерции, Германия и Великобритания являются наиболее важными рынками благодаря размерам их экономики. Вместе они составляют 60% европейского рынка и отвечают за большую часть роста в абсолютном значении (в том числе трехкратного роста в течение одного года) У, - говорится в отчете.
Небольшая доля продаж через Интернет во Франции объясняется национальной спецификой.
Уже 20 лет во Франции распространены дешевые устройства Minitel, позволяющие входить в некий национальный аналог Интернета и делать там покупки.
Оборот в этой сети превышает оборот интернет-торговли в любой другой европейской стране - $1,32 млрд.
Сильно отличаются методы платежей. В Германии и скандинавских странах менее 20% покупок через Интернет оплачивается кредитными картами, а в Британии, Франции и Италии кредитки используются очень широко. Более 90% онлайновых платежей Великобритании оплачивается карточками.
"Европейским компаниям необходимо начать активно действовать и определить ту часть бизнеса, которая может быть расширена до общеевропейского масштаба, и часть, которая должна соответствовать особенностям каждого рынка внутри Европы, - утверждает Патрик Форт. - Вознаграждение будет огромным для небольшого числа компаний, европейских или американских, для тех, кто найдет правильный баланс между этими двумя подходами".
Несмотря на то что европейский рынок электронной коммерции растет быстрее американского, доля электронной коммерции в общем товарообороте в 1999 г. составила всего 0,2% (в США - 1,2% ). В России это соотношение находится на уровне сотых долей процента. Заместитель директора российского офиса BCG Станислав Цырлин прогнозирует рост объема электронной коммерции в России 2003 г. до $400 - 600 млн, при этом соотношение электронной коммерции к общему товарообороту должно достигнуть 0,25% , что будет соответствовать уровню США в 1998 г. Можно легко высчитать наше отставание от Северной Америки в этой области - пять лет.
BCG прогнозирует в 2003 г. средний оборот российской онлайновой торговли в $50 - 60 в год на каждого пользователя Интернета, что составит около 1% от его дохода. Доход этот, заметим, будет вдвое выше, чем у среднего гражданина России. Сейчас же доходы пользователей, имеющих доступ из дома (25% от общего числа) , в 5 - 6 раз выше средних доходов по стране. К 2003 г. количество пользователей Сети с низкой платежеспособностью, входящих в Интернет через образовательные и научные учреждения, сократится с нынешних 25% до 10% , а количество домашних пользователей возрастет до 40%.
Тем не менее аналитики BCG не предрекают до 2003 г. массового проникновения на российский рынок американских онлайновых продавцов. В отличие от европейского рынка в России не развита необходимая для этого инфраструктура. Станислав Цырлин ожидает скорее появления интернеткомпаний 2 - 3-го уровня, например скандинавов и турок. Наглядным примером служит их экспансия на традиционном рынке - достаточно взглянуть на магазины IKEA и "Рамстор".