Роман
Шамраев

эксперт Центра компетенций по глобальной ИТ-кооперации
© ComNews
26.05.2022

В конце февраля - начале марта Google зафиксировал невероятный всплеск интереса россиян к релокации: это слово, согласно статистике сервиса Google Trends, чаще других вбивали в поисковую строку жители Санкт-Петербурга и Москвы. В числе сверхпопулярных запросов по этой же теме оказалось словосочетание "информационные технологии" и названия некоторых стран, в том числе и Грузии. В середине марта грузинское МВД сообщило, что в страну въехало более 30 тысяч россиян и почти половина так и осталась здесь. Среди них немало тех, кто работает в сфере ИТ. В своей колонке я бы хотел поговорить о переезде и карьерных перспективах после принятия такого решения.

В последние годы грузинское правительство взяло курс на "диджитализацию" страны. Чтобы привлечь ИТ-компании, власти существенно упростили налоговый режим и попытались снизить до минимума все бюрократические сложности. Согласно местным законам, организации со статусом "виртуальная зона" и "международная компания" полностью освобождены от обязанности уплачивать НДС (налог на добавленную стоимость), а ставки налогов на прибыль предприятия и на дивиденды, в зависимости от выбранной формы, не будут превышать 5%. Среди плюсов также традиционно выделяют отношение к резидентам и нерезидентам, между которыми, по крайней мере формально, власти не делают никаких различий; еще один балл в копилку Грузии - местные банки пока не передают сведения о своих клиентах налоговым органам из других юрисдикций.

При этом есть ряд нюансов: так, компаниям нужно подтвердить фактическое присутствие бизнеса на территории государства, кроме того, под статус "виртуальной зоны" подходит ограниченный список сфер деятельности.

Российские предприниматели, решившиеся на ведение дела за границей, отмечают, что среди других стран Грузия выделялась скоростью и легкостью, с которыми можно было открыть бизнес. Правда, судя по комментариям тех, кто релоцировался, ситуация постоянно меняется. Например, основатель сервиса Covilling Максим Заикин писал, что в грузинском Доме юстиции можно зарегистрировать компанию в течение пары-тройки часов, еще час потребуется на то, чтобы завести расчетный счет в банке. Однако Роман Штых, CEO MetaLamp в интервью "Тинькофф Журналу" делился уже далеко не таким радужным опытом. Он рассказывал, что на открытие юридического лица в начале марта у него ушла целая неделя, а с банковским счетом, который фактически должны открывать в течение трех дней, и вовсе вышла загвоздка. Менеджер кредитной организации посоветовал "усилить" заявку рекомендательными письмами и договорами с иностранными клиентами, так как банки, по его словам, крайне неохотно сотрудничают с клиентами, имеющими российский паспорт. Это фактически подтверждает и один из сотрудников сервиса GeeckoMove. Выбранный им банк пообещал рассмотреть заявку в течение пяти рабочих дней, но ответил лишь через месяц. За это время россиянин решил попытать счастья в другой организации, где счет открыли после того, как он приложил к заявлению дополнительные бумаги: полугодовую выписку из банка ИП и справку, что является подрядчиком в компании.

Вряд ли кто-нибудь сейчас может с уверенностью сказать, будут ли ужесточать требования к релоцированным в дальнейшем. Вероятно, в этой области все будет зависеть от обострения или смягчения геополитической ситуации и, безусловно, от действий местного правительства. В России тем временем объявлены меры поддержки ИТ-отрасли. Речь идет о льготных кредитах и освобождении от проверок, а для сотрудников - о помощи с жильем и отсрочке от призыва в армию.

О жизни в стране

Большое преимущество Грузии - россиянам для въезда не нужна виза. Находиться здесь можно в течение года, после чего нужно сделать так называемый "виза ран" (visa run), то есть выехать за пределы страны и вернуться обратно, "обнулив" таким образом срок пребывания. Для этой процедуры экспаты, как правило, выбирают соседние Армению и Турцию. На границе потребуется справка о вакцинации двухкомпонентной вакциной (или документ об одном уколе препаратом от Johnson & Johnson) или же ПЦР-тест. Впрочем, остается и вариант с оформлением временного вида на жительство (ВНЖ). Прожив в Грузии 10 лет с таким документом, можно претендовать на получение права жить здесь постоянно.

Что касается работы, то, по свидетельству пользователей сайта habr.com, найти ее непосредственно в Грузии непросто. Спасает удаленка: в профильных телеграм-каналах публикуют вакансии компаний, которые без проблем готовы нанять специалистов, где бы те ни находились. Стоит отметить, что многие фирмы переезжают в Грузию вместе с сотрудниками. Хотя практика показывает, что далеко не все готовы последовать за своим головным офисом в силу семейных и других обстоятельств. В таком случае речь снова идет о дистанционном формате работы.

Что ждет тех, кто решил перебраться в Грузию? Свое мнение о стране привел автор телеграм-канала channel in Georgia Николай Левшиц, проживший здесь три года. Итак, плюсы: помимо безвизового режима он выделил понятные условия ведения бизнеса и налогообложения, кроме того, в Грузии в целом распространен русский язык, что облегчает общение; да и здесь есть на что посмотреть - море, горные вершины и каньоны, древние города и крепости и много чего другого.

Минусы тоже существуют, и, кажется, их не меньше, чем плюсов. Левшиц отмечает низкие зарплаты внутри страны и недостаточно развитую автоматизацию процессов и электронных приложений, слабое качество сервисов и сферы обслуживания, нехватку специалистов, в том числе в медицине, сравнительно небольшой ассортимент товаров в магазинах. По словам россиянина, в Грузии мало активностей и развлечений для детей, улицы в ущерб пешеходам и велосипедистам отданы машинам, а местные автомобилисты практикуют агрессивный стиль езды; здесь можно столкнуться с регулярным отключением воды, света и газа; в обществе преобладают консервативные устои и - как отмечает Левшиц - существуют резкие споры на политические темы и об оккупации Грузии.

Отношение к россиянам

Из последнего пункта вытекает закономерный вопрос: может ли человек с российским паспортом столкнуться с агрессией со стороны местных жителей? Релоцированные пользователи habr.com утверждают, что не становились объектом нападок, можно найти немало свидетельств, как грузины поддерживают и успокаивают россиян, заверяя, что бояться им здесь нечего. Это же сообщил в интервью YouTube-каналу "Разрабы" Антон Соснин, разработчик в Jenka Lab. Он отметил, что, хотя прямой дискриминации нет, существуют, к примеру, магазины, которые принципиально не продают российские товары. Это продолжается еще с 2008 года. Отдельно Соснин отмечает проблемы с банками. Как уже было сказано, кредитные организации постоянно меняли правила, то открывая счета, то отказывая россиянам. Как известно, в начале марта они некоторое время даже требовали от таких клиентов расписку, что те не поддерживают действия российских властей. Роман Штых объясняет это тем, что банки боятся попасть под вторичные санкции, а грузинские компании в целом опасаются за свою репутацию. Он замечает раскол внутри Грузии на тех, кто относится к релоцированным с пониманием, и тех, кто не рад видеть их в своей стране. Не только банки, но даже арендодатели и таксисты, по его выражению, "принимают решения несистемно". Предприниматель говорит, что сталкивался с дискриминацией и получал отказ от юридической фирмы именно по национальному признаку.

Впрочем, если подытожить комментарии россиян на тему притеснений, складывается впечатление, что истории из разряда "высадили из такси" или "не сдали квартиру" все-таки редки и циркулируют больше на уровне слухов. Другой вопрос, что цены на жилье на фоне притока россиян и белорусов взлетели до потолка.