От интернет-площадок потребуют раскрыть алгоритмы рекомендаций
Заместитель председателя комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Антон Горелкин на брифинге в АНО "Диалог" отметил, что большие опасения вызывают рекомендательные алгоритмы социальных сетей и видеохостингов, в особенности иностранных, а возможность отключать сомнительные рекомендации есть не на всех сервисах, хотя пользователям хотелось бы ограничить подобный контент. "Мы сегодня не понимаем прозрачности рекомендательных сервисов. К сожалению, есть опасность их использования в политических манипуляциях, в информационных войнах. Особенно это касается больших платформ. В прошлом году инсайдер из Facebook (владельцем которого является компания Meta - признана экстремистской и запрещенной на территории РФ организацией) Фрэнсис Хауген подробно рассказывала, как устроен рекомендательный сервис этой соцсети, и нас это очень беспокоит", - сказал депутат.
По его словам, для решения данного вопроса уже на 99% подготовлен законопроект и будет внесен в Госдуму во второй половине 2022 г. Он поможет сделать рекомендательные алгоритмы социальных сетей и видеохостингов прозрачными. Антон Горелкин отмечает, что среди основных положений готовящегося законопроекта - обязанность соцсетей и видеохостингов публиковать механизмы работы рекомендательных сервисов, в том числе меры, которые уберегут детей от нерелевантного контента, обязанность информировать пользователя об обработке персональных данных и возможность отказа пользователя от такой обработки. "На данный момент законопроект нацелен исключительно на то, чтобы побудить наши сервисы сделать публичной информацию о механизмах рекомендательной системы и создать цивилизованную практику, этику работы своих систем", - уточнил Антон Горелкин. По его словам, на первом этапе не предусматривается каких-либо мер наказания за нарушение данного законопроекта.
Генеральный директор Института развития интернета (ИРИ) Алексей Гореславский отмечает, что регулирование механизмов, алгоритмов выдачи рекомендательных систем уже является данностью. "С 1 марта Китай принял достаточно радикальный закон на тему того, что с данного момента или декларируй, или уйди с рынка буквально. Вопрос опять же в степени декларации того, что нужно показывать. В Америке, насколько я понимаю, несколько законопроектов и на уровне штатов, и на федеральном уровне рассматриваются. Да и ЕС активно дискутирует и обсуждает эту тему. Поэтому данная инициатива находится в мировом тренде", - уверен он.
Антон Горелкин отметил, что если соцсети и видеохостинги приходится побуждать к раскрытию своих алгоритмов в вопросе рекомендательной системы, то некоторые интернет-платформы делают это в добровольном порядке.
Так, на мероприятии сервис Ozon заявил о готовности раскрыть основные принципы работы рекомендательных алгоритмов площадки.
В пресс-службе сервиса Ozon рассказали, что они в сотрудничестве с Комитетом по ИТ Государственной Думы подготовили раскрытие алгоритмов поиска товаров, которые используются на платформе. "Скоро каждый покупатель и продавец смогут получить не только четкое представление о механизмах работы поиска товаров, но и рекомендации от маркетплейса", - сказали в компании. Там уверены, что раскрытие алгоритмов поиска товаров позволит установить еще более прозрачные и доверительные отношения между компанией, покупателями и продавцами. "Все детали работы поиска на Ozon - это открытая информация, Ozon не влияет на ранжирование товаров в выдаче и не скрывает стоящих за ним факторов", - уточнили в пресс-службе сервиса.
"Регулирование - это очень важно. Что касается регулирования ИТ-сектора, который наиболее чувствителен к любому регулированию - мы все видим, как в Китае несколькими решениями фактически очень серьезно регуляторно загрузили ИТ-сферу, - очень радует, что государство идет на открытый диалог с отраслью", - отметил заместитель управляющего директора Ozon Алексей Минаев.
Антон Горелкин также отметил, что социальную ответственность проявляют не только маркетплейсы. По его словам, несмотря на то что аудиовизуальные сервисы тоже не подпадают под действие готовящегося законодательства, в ближайшее время они добровольно планируют сделать шаг по направлению к прозрачности рекомендательных сервисов, подписав соответствующий меморандум. "Радует, что те индустрии, те сегменты, которые не попадают под регулирование, проактивно работают, и я уверен, что меморандум будет подписан не только на уровне аудиовизуальных сервисов. Надеюсь, что, после того как Ozon нам сегодня публично представил, и маркетплейсы подключатся, и мы также увидим что-то наподобие меморандума", - сказал он.
Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Алексей Бырдин считает, что государство и пользователи вправе требовать от интернет-сервисов прозрачности рекомендательных механизмов там, где это вызывает вопросы. "В сегменте аудиовизуальных сервисов такой проблемы нет, поскольку контент хорошо категоризирован, а рекомендации базируются на истории просмотра и оценках. Обычно пользователи довольно явно тяготеют к определенным жанрам - боевикам, комедиям и т.д.", - поделился наблюдениями эксперт.