Дронопорт в действии
"Важно было протестировать работу дронопорта на масштабном промышленном производстве, где много трубопроводов, эстакад и другого оборудования, чтобы убедиться в ее бесперебойности на таких объектах. Принцип управления дронопортом прост: оператор с помощью компьютера и специализированного программного обеспечения формирует полетное задание для беспилотника. Дрон выполняет его, а сотрудник находится в это время в офисе и наблюдает за полетом с экрана монитора. Такой подход значительно экономит время операторов и упрощает работу: не нужно перемещаться вместе с дроном по маршруту, а также мерзнуть зимой на улице, управляя БПЛА с ручного пульта - все автоматизировано", - объяснил генеральный директор ООО "Дронопорт" Николай Ряшин.
В компании отметили, что это первое испытание дронопорта в российской нефтегазохимической отрасли. Управлять дронопортом можно из любой точки, где есть проводной интернет или мобильный 4G. Беспилотники могут находиться в полете около 50 минут на расстоянии до 17 км от станции, которая включает в себя роботизированный комплекс для замены и зарядки аккумуляторов, а также устройства для поддержания работы в условиях мороза.
"За три года развития дрон-сервиса на "ЗапСибНефтехиме" современные беспилотные летательные аппараты (БПЛА) стали настоящими помощниками в выполнении многих задач. С помощью беспилотников мы отбираем пробы воды в Иртыше для лабораторного анализа, осматриваем факельные установки, технологические эстакады и другое оборудование. В пожароопасный сезон 2021 г. с помощью дронов мы проводили мониторинг сухостоя в прилегающих к "ЗапСибНефтехиму" лесах с целью выявления потенциальных очагов возгорания. С 2022 г. начнем с помощью БПЛА регулярно инспектировать с воздуха линии электропередач", - комментирует руководитель дрон-сервиса Михаил Воротников.
Собственный дрон-сервис на "ЗапСибНефтехиме" появился в 2019 г. Сейчас у предприятия пять передовых дронов, с помощью которых выполняется комплекс задач: от контроля соблюдения подрядчиками правил промбезопасности на территории "ЗапСибНефтехима" до мониторинга работы промоборудования. За три года дроны "ЗапСибНефтехима" совершили более 4000 полетов. В 2020-2021 гг. также с помощью дронов контролировалось качество выполнения работ по укладке взлетно-посадочной полосы и прогресс строительства пассажирского терминала аэропорта Ремезов в Тобольске.
Hive является проектом Gaskar Group, ИТ-интегратора и резидента фонда "Сколково", нацеленного на развитие стартапов и проектов по оцифровке строительной отрасли (входит в состав Amethyst Capital).
Представитель ИТ-компании Gaskar Group (занимающейся в том числе БПЛА) рассказал ComNews, что Gaskar Group идет к тому, чтобы создать инфраструктуру дронопортов в России и за рубежом и предоставлять услуги по автономному аэромониторингу и анализу данных с помощью искусственного интеллекта в реальном времени. "Дронопорт экономически эффективен. Если требуется совершать регулярные вылеты от двух и более раз в день, тогда цена каждого вылета дрона становится кратно ниже в сравнении со среднерыночной ценой аналогичной услуги. При этом не нужно тратить время на перемещение пилота до места съемки - радиус полета дрона 10 км от дронопорта, - на выгрузку файлов и их анализ", - сообщил представитель пресс-службы компании.
Генеральный директор компании "ПравоРоботов" Никита Куликов отметил, что использование дронов наиболее перспективно в отраслях, преимущественно связанных с труднодоступностью нахождения их наиболее важных узлов. "Учитывая, что, как правило, труднодоступными выступают регионы, связанные с добычей природных ископаемых, логичное и удобное использование дронов предполагается в нефтедобывающей и перерабатывающей промышленности. Собственно, дроны могут патрулировать всю протяженность трубопроводов, контролировать и защищать наиболее важные для всего цикла переработки производственные мощности, осуществлять поисково-разведывательную деятельность, да и в принципе уменьшить необходимость использования людского ресурса в наиболее суровых погодных условиях. Еще одним существенным по значимости и потребностям в автоматизации направлении можно назвать автоматизацию самих предприятий. В зависимости от поставленных задач беспилотники будут друг от друга отличаться, но сама тенденция уже вполне ясна", - считает он.
По мнению ведущего эксперта по развитию инновационных решений Step Logic Олега Овсянкина, решение имеет большие перспективы, так как позволяет снять ограничения на длительность полетов. "Раньше время работы дрона определялось степенью заряда аккумулятора. С помощью данной разработки можно вести наблюдение непрерывно, в режиме 24х7, что многократно расширяет область применения такого рода решений. Думаю, что особенно востребованы они будут в нефтедобывающей, перерабатывающей, строительной промышленности и сельском хозяйстве, где дроны можно использовать для визуального контроля, взятия проб воздуха или иных замеров, 3D-сканирования объектов", - прокомментировал он.
Инвестиционный менеджер Kama Flow, управляющей компании венчурного фонда НТИ, Алексей Павлюченко рассказал, что в проектах портфельных компаний и компаний - партнеров Kama Flow применяли и применяют беспилотные летательные аппараты при решении задач, связанных с регулярными повторяющимися действиями по наблюдению за большой территорией. "По нашему опыту, дроны эффективны тогда, когда есть точное понимание требований к результату. Это в первую очередь задачи проведения аэрофотосъемки и лазерного сканирования участков добычи полезных ископаемых открытым способом, где требования сформулированы исходя из потребностей маркшейдерских служб предприятий. При помощи геодезически точных измерений дроны позволяют оперативно создавать и обновлять цифровые двойники месторождений, значительно упрощая задачу специалистов и сокращая время проведения полевых работ в несколько раз. В нефтедобывающей промышленности можно выделить следующие основные задачи, в которых мы видим наиболее позитивный эффект от применения БПЛА: мониторинг законсервированных скважин с помощью регулярных облетов и автоматизированного поиска аномалий с помощью дронов дальнего радиуса действия, создание топопланов при проектировании и наблюдение за просадками грунта с помощью высокоточного лазерного сканирования на участках добычи, автоматизированный облет технологических трубопроводов и магистральных трубопроводов и поиск аномалий с помощью современных методов распознавания изображений, - сообщил Алексей Павлюченко. - В перерабатывающей промышленности ко всему перечисленному выше можно добавить автоматизированный отбор проб воздуха и выявление утечек опасных веществ, поиск аномалий на элементах конструкций и контроль периметра. В этих задачах автоматизированные зарядные станции и аппараты, способные выполнять взлет и посадку без участия человека, позволят сделать внедрение БПЛА действительно эффективным и понятным для менеджмента предприятий".
Директор по развитию бизнеса "Крок" в нефтегазовой и химической промышленности Игорь Зельдец отметил, что зарубежные нефтяные компании первыми стали использовать беспилотные технологии и уже достигли значительного прогресса в данной области. "Российские нефтяные компании находятся на стадии апробации и поиска наиболее эффективного сценария применения технологии. Тем не менее с каждым годом у крупных игроков рынка появляется все больше кейсов по внедрению беспилотных решений с подтвержденным экономическим эффектом. Заинтересованность в применении беспилотных технологий обусловлена в первую очередь стремлением компаний к сокращению издержек, повышению экологичности работ, обеспечению бесперебойной работы без снижения безопасности персонала, а с учетом все большей удаленности и труднодоступности месторождений беспилотники расцениваются как удобный инструмент геологоразведки. Например, многофункциональный аэрокомплекс геологоразведки, который использует "Газпром нефть", позволяет в два раза сократить расходы в сравнении с пилотируемой авиацией и в 50 раз ускорить сроки геологоразведочных работ относительно наземных методов. Благодаря использованию дронов, на которых установлены оптические камеры и лазерные системы, производится поиск утечек газа. БПЛА заменяют человека при проведении инспекций на опасных участках - газовых факелах, масляных резервуарах, градирнях", - привел примеры Игорь Зельдец.
Коммерческий директор группы Т1 Сергей Лобов считает, что стоимость беспилотников позволяет применять их в промышленных масштабах. "Использование дронов при осмотре территориально распределенного оборудования, при добыче, планировании или разведке с возможностью зависнуть над местностью, программирования полета по заданному маршруту уже сегодня экономит значительные средства и время, а также существенно сокращает риски - производственные, человеческие, экологические. Мировые лидеры в нефтедобывающей, перерабатывающей, горнодобывающей отраслях и строительстве дорог значительно продвинулись в использовании беспилотников, включая обеспечение процессов обслуживания и подготовки необходимых специалистов. Отечественным предприятиям использование этой технологии также поможет получить значительный эффект, продвинуться вперед на пути цифровизации и инновационности", - уверен он.
Руководитель группы IoT Softline Валерий Милых рассказал, что в нефтедобывающей промышленности дроны с длительным временем полета используются для доставки проб с мест добычи, мониторинга состояния трубопроводных систем и инфраструктурных объектов на трассе. А также для идентификации утечек углеводородов, обнаружения мест отбора нефтепродуктов и контроля охранных зон. "Иные типы дронов могут использоваться для инвентаризации складских запасов как на открытом воздухе, так и в помещениях. Еще одно направление - доставка срочных малых грузов в труднодоступные районы. Например, запасные части, оборудование. Использование дронов существенно экономит расходы компании, обеспечивая стабильную и безопасную линию снабжения, канал получения оперативной и достоверной информации из труднодоступных мест, исключение работы человека "на высоте", сокращение простоев оборудования, раннюю локализацию инцидентов", - прокомментировал он.