Стало известно, что компания Abbyy удалила из Реестра российского ПО значительную часть своих продуктов. Мотивировался данный шаг несоответствием требованиям, предъявляемым к ПО. По другим данным, главной причиной стала передача прав на эти программы зарубежным юридическим лицам для повышения капитализации компании. Но, как оказалось, все не так просто и однозначно. OCR-системы на движке Abbyy по факту на российском рынке остались и входят в Реестр.

© ComNews
08.02.2022

Российский ИТ-рынок не слишком велик, и многие компании делают ставку на экспорт своих продуктов. Abbyy давно и успешно предлагает свои продукты, предназначенные для оптического распознавания текста и потокового ввода документов зарубежным заказчикам. Генеральный директор ISPsystem Павел Гуральник напоминает, что ограничения на госзакупки касаются далеко не всех: "Все зависит от разработчика ПО: если их потенциальные клиенты не обязаны покупать продукты по программе импортозамещения, то такие компании могут спокойно продавать и распространять свои решения на территории РФ. В России существует огромное количество коммерческих компаний и конечных потребителей, которые не ограничены правилами по закупке федеральными законами".

Директор R&D-центра IVA Technologies (ООО "ИВКС") Виктор Петров отмечает, что для многих компаний российский рынок - далеко не основной в общей выручке, а значит, возможные небольшие потери они с лихвой компенсируют продажами на рынках, где обороты значительно больше. Тем более что учитывались все риски.

В том же ключе рассуждает генеральный директор компании CraftTalk Денис Петухов: "Если ИТ-компании регистрируют юрлица в других странах и переносят их в другие юрисдикции, то, как правило, для них российский рынок не является целевым, и они концентрируются на международных продажах".

К тому же, как напомнил президент НП "РУССОФТ" Валентин Макаров, удаление из Реестра по заявлению владельца ПО не должно приносить ему новые риски, поскольку он ничего не нарушает и ничего не скрывает. Решение Abbyy он прокомментировал так: "Владелец сам решает, какие продукты выгоднее продавать и на каких рынках. Вот и ABBYY оставил в Реестре те продукты, которые имеют устойчивый рынок в Российском государстве, а вывел те, которые более эффективны за рубежом".

При этом председатель совета директоров "Базальт СПО" Алексей Смирнов напомнил, что удаление ПО из Реестра все же несет для тех, кто его приобретает, определенные неудобства: "При удалении из Реестра продукт перестает считаться отечественным и теряет преференции при госзакупках в России. Кроме того, такое ПО облагается НДС. У разработчика есть также риск лишиться налоговых льгот - социальный налог и налог на прибыль". Для потребителей и партнеров сложностей куда больше: "Удаление ПО из Реестра создает определенные проблемы пользователям и партнерам. При наличии аналогичных продуктов в том же классе Реестра, в конкурсной документации по 44-ФЗ, в соответствии с ПП 1236, накладывается запрет на закупку зарубежного ПО, и в таком случае ПО не из Реестра просто не допускается к конкурсу. Если ПО уже закуплено в качестве отечественного, а затем перестало быть таковым, то у госорганов и госкорпораций возникает проблема выполнения требований по импортозамещению и достижению целевых показателей. При этом новая закупка отечественного может трактоваться как нецелевое расходование средств. Разрываются партнерские цепочки. Если сформированы комплексные решения на базе отечественных продуктов, то удаление одного из них создает проблемы для всего комплекта. Удаление ПО из Реестра дает сильные аргументы тем, кто говорит о невозможности перехода на отечественные продукты. В данном случае возникает не зависящее от госзаказчика обстоятельство", - говорит Алексей Смирнов.

Но Abbyy далеко не одинока в том, что считает для себя приоритетными зарубежные рынки. "По данным РУССОФТ, в 2022 г. впервые планируют выйти на новый для себя зарубежный рынок почти 22% российских софтверных компаний, - информирует директор по продуктам и технологиям группы Т1 Александр Рожков. - Так что можно ожидать, что Abbyy - это далеко не последняя компания, которая сделает основной фокус на международном бизнесе". При этом, по его мнению, основная причина удаления продуктов из Реестра российского ПО связана с ликвидацией правообладателей. По данным на конец ноября 2021 г., удалено 99 продуктов от 56 разработчиков, сведения о которых исчезли из ЕГРЮЛ.

На внутреннем российском рынке за последние три года, даже путем беглого анализа количества реализованных проектов, информация о которых размещена на официальном русскоязычном сайте Abbyy, лишь два проекта осуществлены в компаниях, которые подпадают под требования законов 44-ФЗ и 223-ФЗ. Правда, это были довольно масштабные проекты в крупнейших банках - ВТБ и Россельхозбанке. Внедрений в госучреждениях и госкомпаниях продуктов, которые в Реестре российского ПО Abbyy все же оставила, существенно больше.

При этом у Abbyy и других компаний есть способы и сохранить свое присутствие на российском рынке, и успешно работать на зарубежных. Один из них - продажа одного и того же продукта под разными брендами. Как напоминает Виктор Петров из IVA Technologies, так часто поступают автоконцерны и производители бытовой химии. Но более перспективным путем, по его мнению, является лицензирование своего ядра другим компаниям. "Ситуация с использование каких-то "движков" от узкоспециализированных разработчиков в собственных продуктах, когда, продавая серьезную систему со встроенным модулем распознавания от той же Abbyy, последняя даже не упоминается. При этом она, как разработчик технологии, естественно, получает свои отчисления. Более того, по сути, использование технологий Abbyy, не включенных в реестр отечественного ПО, скорее всего даже не повлияет на российское происхождение последнего, так как в процентном соотношении на долю кода движка распознавания придется очень и очень небольшая часть", - говорит он. К слову, такой продукт, как SETERE OCR, система распознавания текста для платформы Linux от ООО "ТБИ", как раз использует движок от Abbyy. При этом SETERE OCR в Реестр российского ПО входит (запись №12153).

"На практике, продажа одного программного продукта под разными названиями встречается не очень часто, - отмечает Денис Петухов из CraftTalk. - Такие опции чаще всего используют крупные международные вендоры при работе на российском рынке. Они имеют опыт работы с крупными российскими корпорациями и пытаются соответствовать новым требованиям российского законодательства. Например, переименовывают продукт или создают российскую компанию под свой бренд".

Однако, по оценке Александра Рожкова из группы Т1, в основном смена бренда обычно связана с другими причинами. "За последние несколько лет на российском ИТ-рынке наблюдалась волна сделок по слияниям и поглощениям, в результате которых права на продукты могли быть переданы другим юридическим лицам, то есть новым обладателям программных продуктов. Также нельзя назвать редкими случаи, когда часть команды, работавшей над комплексным программным продуктом, отделяется и создает новую компанию под новым брендом, забирая с собой часть экспертизы. Кроме того, подобные ситуации могут возникнуть в случае контрактов на заказную разработку ПО с приобретением исключительных прав или при организации корпоративных акселераторов/хакатонов. Хочется надеяться, что с широким распространением платформ для управления авторскими правами при разработке и использовании ПО, в том числе на основе решений класса SAM и DRM, технологии блокчейн, число случаев нелегитимного использования программных продуктов существенно сократится", - отмечает он.

Однако, как напоминает Павел Гуральник из ISPsystem, такой подход обычно использовали иностранные вендоры для того, чтобы их продукты попали в Реестр российского ПО. "Компания может принять решение создать отдельное юридическое лицо и передать ей права на использование продукта, где он будет распространяться. Мы наблюдали такой подход в рамках программы импортозамещения, когда иностранные продукты попадали в Реестр отечественного ПО, позиционировались как российские, путем создания нового юрлица и изменения названия. В действительности переименование продукта может быть обусловлено локализацией продукта, подчиняясь правилам брендинга и предпочтениям потребителей на этом рынке. Но некоторые компании переименовывают свой продукт как раз для попадания в Реестр, а также чтобы не проводились параллели с узнаваемыми зарубежными брендами программного обеспечения", - говорит он.

Новости из связанных рубрик