Нет бумажки - есть цифра
Рынок КЭДО начал расти в 2020 г., когда Министерство труда объявило эксперимент по переводу всех документов, связанных с работой, в электронный вид. Тогда появились первые специализированные цифровые сервисы, которые обеспечили формирование, подписание и хранение именно кадровых документов.
В эксперименте Минтруда, который длился год, приняли участие крупнейшие работодатели страны. В течение 2021 г. они перевели на КЭДО 350 тыс. человек, в большинстве случаев с помощью готовых цифровых сервисов. Кроме этого, с января 2021 г. компаниям разрешили вести все кадровые документы с удаленными сотрудниками только в электронном виде (№407-ФЗ). Таким образом, оценили в HRlink, объем рынка кадрового электронного делопроизводства по итогам текущего года составил порядка 350 млн руб.
Осенью принят закон №377-ФЗ (см. новость ComNews от 18.11.2021), разрешающий всем компаниям оформлять кадровые документы в электронном виде. Теперь все компании смогут практически полностью отказаться от бумаг в кадровом делопроизводстве.
"С принятием закона о КЭДО мы видим всплеск спроса со стороны крупных распределенных компаний из ИТ, ретейла, промышленности, логистики, фармацевтики, госсектора. Им важно сократить время подписания документов с сотрудниками, особенно из других регионов и работающих удаленно, а также снизить затраты на документооборот, которые могут быть очень заметными. Потенциальная емкость рынка КЭДО в России, по нашим оценкам, составляет свыше 30 млрд руб. В ближайшие два года от кадровых бумаг откажется порядка 30-40% компаний среднего и крупного бизнеса", - предполагает директор по развитию HRlink Дмитрий Махлин.
На вопрос ComNews, когда рынок систем КЭДО приблизится к моменту насыщения (с 3 млрд до 30 млрд руб.), Дмитрий Махлин из HRlink отвечает, что в 2023 г. начнут действовать стандартизированные формы кадровых документов, в 2024-2025 гг. КЭДО станет обязательным, а к 2025 г. большинство компаний перейдут на безбумажный HR. Руководитель отдела ИТ-решений Konica Minolta Кирилл Чеханков в ответ на аналогичный вопрос говорит, что насыщение рынка систем КЭДО произойдет в течение семи лет и его ежегодный рост в ближайшие два-три года сначала составит 50-60%, затем - 20-30%.
"В настоящий момент рынок только зарождается и набирает обороты. В ближайшие два-четыре года будет наблюдаться бум перехода на электронные рельсы, если, конечно, не будет существенных экономических рисков. Пик интереса к этой теме ожидаю в 2024-2026 гг., после чего темпы роста будут сокращаться. Однако в конечном счете нас всех ждет переход на безбумажную работу независимо от размера компании, потому как это по меньшей мере удобно. Даже малый бизнес скоро это распробует. К 2030 г. останется не более 10-15% компаний, которые еще будут работать по старинке", - прогнозирует заместитель генерального директора компании CorpSoft24 Дмитрий Пучков.
"Мы были бы согласны с оценкой коллег потенциала КЭДО в 30 млрд руб., если бы затраты на электронный кадровый документооборот в компаниях были бы менее 400 руб. в год на одного работающего с учетом выпуска электронной подписи. На самом деле затраты получаются выше. Но переход на КЭДО все равно в разы выгоднее, ведь, по оценке клиентов "Контура", затраты на бумажный кадровый документооборот составляют 9500 руб. в год на каждого работающего. Это не только прямые затраты на распечатку, пересылку и хранение бумажных документов. Но и косвенные затраты на зарплату кадровиков, которые значительную часть времени занимаются сбором подписей вместо интеллектуального труда", - заявила руководитель направления кадрового ЭДО в "Контур.Диадоке" Юлия Попова.
"С оценкой рынка КЭДО 2021 г. в 350 млн руб. от наших коллег мы бы тоже могли согласиться при допущении, что не учитываем КЭДО, внедренное собственными силами в крупнейших компаниях страны, таких как Сбер или МТС. Таких компаний десятки, и они реализовали свои проекты уже много лет назад, а с началом государственного эксперимента в 2020 г. лишь расширили список доступных сотрудникам документов", - отметила Юлия Попова.
HRlink дает прогноз, что в 2022 г. реальный объем рынка вырастет в 8-10 раз - до 3-3,5 млрд руб., но в дальнейшем динамика немного снизится.
"Видим, что коллеги оценивали рост рынка двумя способами. Если брать за основу утверждение, что 30-40% компаний из оценки в 30 млрд перейдут на КЭДО в ближайшие два года, то тогда реальный объем рынка составит 9-12 млрд руб. Мы с такой оценкой не согласны, считаем ее излишне оптимистичной. Это можно было бы ожидать только при условии введения Минтрудом обязательности КЭДО, чего не случится. Если брать за основу рост рынка в следующем году в 8-10 раз из оценки в 350 млн руб., то это уже цифра ближе к реальности", - прокомментировала Юлия Попова.
Директор по стратегическому маркетингу "ДоксВижн" Сергей Курьянов приблизительно оценивает реальный объем рынка КЭДО в 300 млн руб., отметив, что цифра обоснована ориентированием на реально поступающие запросы, а не на потенциальную емкость. Он замечает, что в компании полагают приведенные темпы роста рынка в 8-10 раз в 2022 г. завышенными и считают, что рост будет кратным, но пик наступит в 2023 г.
"Рынок КЭДО нам интересен в первую очередь потому, что там наибольшая скорость роста из всего рынка электронного документооборота. Мы предлагаем сегодня решения по архиву кадровых документов и некоторым кадровым процессам - отпуска, командировки. Готовы предложить и решения по процессам с электронной подписью, но видим там незавершенный процесс доведения закона до нормативных документов, в первую очередь по облачной ЭП", - подчеркивает Сергей Курьянов, добавив, что данный рынок наиболее значим для компаний в сфере услуг (клининг, доставка), а также компаний, в которых высока доля услуг в стоимости товара (например, строительство).
По мнению руководителя направления СЭД/ECM Softline Полины Дуйковой, с потенциальной оценкой емкости рынка КЭДО в 30 млрд руб. можно согласиться, если рассматривать данный процесс шире и включать HR-процессы - например, прием на работу, переводы и увольнение, организацию отпусков и т.д. Она добавляет, что в следующем году это будет очень востребованный функционал, и уже сейчас видна большая динамика пресейлов и заключаемых контрактов с компаниями всех отраслей.
"Прогноз взрывного роста интереса к этой технологии в следующем году более чем оправдан. КЭДО уже прошел стадию стартапа, и большинство крупных компаний попробовали эту технологию и понимают, как ее использовать. Стоимость внедрения технологии постоянно снижается. У компаний - лидеров этого направления уже имеются карты типовых процессов, готовых к "кэдотизации", а также стандартные интерфейсы к наиболее распространенным системам КДП и РСП. Думаю, что через три-пять лет этот стандарт работы с сотрудниками станет таким же распространенным и обыденным для компаний, как сейчас банк-клиенты для осуществления платежей", - говорит директор по информационным технологиям группы Т1 Павел Шульга.
В HRlink обращают внимание, что КЭДО интересен в первую очередь компаниям с численностью сотрудников свыше 100 человек и разветвленной филиальной сетью. На печати, пересылке и хранении бумаг, связанных с работой, они тратят от 2000 руб. в год на одного сотрудника. В компании с численностью персонала в 1000 человек затраты могут превышать 2 млн руб. в год. Перевод на электронный документооборот с помощью цифровых сервисов позволяет снизить расходы как минимум в два-четыре раза.
"Решение особо будет востребовано среди территориально распределенных компаний или организаций с большой численностью сотрудников. По видам деятельности можно выделить банковский сектор, ретейл, телеком, промышленность и консалтинг. 22 ноября 2021 г. приняты поправки к ТК РФ (377-ФЗ), которые прямо разрешают цифровую коммуникацию и обмен электронными документами в трудовых отношениях. Изменения дополняют положения о КЭДО с дистанционными сотрудниками (407-ФЗ) и об электронной подписи (63-ФЗ). Но и после внедрения решений компании будут экономить. С внедрением кадрового ЭДО можно избежать "бумажных" проблем, а расходы сократить в три-пять раз. Экономия времени и денег компании на бумажный документооборот составит до 1 млн руб. на каждые 300 сотрудников", - отмечает Полина Дуйкова из Softline.
Дмитрий Пучков из CorpSoft24 считает, что на рынке систем КЭДО на данный момент достаточно, говоря, что в его практике 80-90% запросов по функциональности кадрового ЭДО покрываются существующими возможностями предлагаемых вендорами решений. По его словам, процесс развития систем КЭДО далеко не завершен и можно смело говорить, что кастомизация существующих решений, как и разработка новых модулей для них, будет продолжаться и дальше. Он заключает, что подходов к автоматизации КЭДО много, решений достаточно, есть модули интеграции этих решений с различными корпоративными ИТ-системами и "ничто не мешает начинать жить и работать по-новому, оставив век кадровых приказов на бумаге в прошлом".
"На рынке около 15 решений, в том числе от крупных вендоров, для которых КЭДО не является специализацией. Сейчас наблюдается спрос на системы, которые подкреплены глубокой экспертизой в HR. Например, компаниям нужно помочь разобраться с нормами нового законодательства, грамотно оформить нормативные акты о переводе на цифру, мотивировать сотрудников. Просто предоставить систему - недостаточно", - объясняет Дмитрий Махлин из HRlink текущую ситуацию на рынке систем КЭДО, отмечая, что из-за сложности и специфичности сферы вендорам требуется время для того, чтобы доработать систему и предложить зрелое решение. Он добавляет, что "окно возможностей" небольшое, отчего новым решениям сложнее выходить на рынок.
Юлия Попова из "Контур.Диадок" отмечает, что решение КЭДО для клиентов компания начала предлагать четыре года назад и старается постоянно улучшать, дорабатывать под текущие и будущие изменения в законодательстве данный продукт.
"Так как внедрение систем автоматизации КЭДО началось сравнительно недавно, рынок этих продуктов только формируется. Спрос на них пока явно превышает предложение. В ближайшие два года на рынке станет больше игроков - как результат, его доли будут меняться. Примерно так же развивался рынок российских платформ RPA: несколько лет назад он еще только формировался, после чего стал постепенно созревать", - замечает Кирилл Чеханков из Konica Minolta, добавив, что в компании есть собственная разработка для решения задач кадрового документооборота, на основе которой готовится "коробочное решение" для заказчиков из сегмента среднего и крупного бизнеса.