Куда ведет цифровизация
Поводом для дискуссии стало ежегодное исследование Gartner "Основные стратегические технологические тенденции на 2022 г.", в котором обозначено 12 технотрендов, которые будут актуальными для мировой экономики в ближайшие годы. Модератором встречи был директор по направлению "Искусственный интеллект", директор по развитию АНО "Цифровая экономика" Алексей Сидорюк.
Основой обсуждения стал доклад исполнительного партнера российского филиала консалтинговой компании Gartner Максима Григорьева на основе исследования. Он выделил три этапа. К первому, "Построение доверия", он отнес сегменты "Матрица данных" (Data Fabric), В2В-сервисы, осуществляющие посредничество между платформами и бизнес-пользователями, с помощью которых можно повысить точность обработки информации за счет встроенной аналитики, сократив время окупаемости при этом; "Сеть кибербезопасности" (Cybersecurity Mesh), или CSMA, - распределенный архитектурный подход к гибкому и надежному управлению кибербезопасностью, которое обеспечивает интегрированную структуру безопасности и защищает активы, независимо от их местонахождения; "Полностью облачные платформы" (Cloud-Native Platforms), масштабируемые ИТ-возможности для создания и развития сервисов, облачные платформы, которые, по прогнозам исследователей, к 2025 г. будут использоваться более чем в 95% новых цифровых сервисов, в то время как сейчас они обслуживают менее 40%; "Конфиденциальные вычисления" (Privacy-Enhancing Computation, PEC), методы PEC, которые защищают личную и конфиденциальную информацию на уровне данных, программного или аппаратного обеспечения и обеспечивают безопасный обмен и анализ этих данных.
Ко второму этапу, "Формирование изменений", относятся сегменты "ИИ-инженерия" (AI Engineering) - разработка систем на основе ИИ, комплексный подход к реализации данных моделей, планируется, что к 2025 г. такие методы разработки ИИ будут приносить как минимум в три раза больше прибыли компаниям, которые будут внедрять их; "Гиперавтоматизация" (Hyperautomation), которая обеспечивает ускоренный рост и повышение устойчивости бизнеса за счет быстрой идентификации, проверки и автоматизации как можно большего числа процессов; "Интеллектуальные решения" (Decision Intelligence) - инженерная дисциплина, которая совмещает науку о данных с теорией социальных наук, его приложение предоставляет основу для масштабного применения машинного обучения; "Компонуемые приложения" (Composable Applications) - технологическая архитектура, которая позволит быстро, безопасно и эффективно изменять приложения, а такую адаптивность способна обеспечить композитная архитектура приложений.
К третьему этапу, "Ускорение роста", подойдут тренды "Генеративный искусственный интеллект" (Generative Artificial Intelligence) - метод машинного обучения, при котором нейросеть изучает массив данных, например фотографии, видео или текст, на определенную тему, после чего использует полученную информацию для создания аналогичного, но собственного контента, применим для создания программного кода, при разработке лекарств или в рамках целевого маркетинга; "Автономные системы" (Autonomic Systems) - самоуправляемые программы, которые учатся на основе своего окружения, способны динамически изменять собственные алгоритмы без обновления ПО, что позволяет им быстро адаптироваться к новым условиям в режиме реального времени, подобно людям; "Универсальный опыт" (Total Experience, TX) - стратегия, которая сочетает в себе и клиентский опыт, и опыт сотрудников, цель подхода - повысить доверие, удовлетворенность, лояльность и поддержку как клиентов, так и сотрудников; "Распределенные предприятия" (Distributed Enterprise) - компании, чьи сотрудники работают удаленно или в гибридном формат, и, по прогнозам Gartner, в 2023 г. доходы 75% работающих по такой модели предприятий будут расти на 25% быстрее, чем у их конкурентов. Представив тренды, Максим Григорьев передал слово участникам дискуссии.
Директор по цифровой трансформации компании "Газпром нефть" Андрей Белевцев отметил несколько технологий из списка Gartner, которые в ближайшем будущем будут очень востребованы в ТЭК.
"В первую очередь отмечу автономные системы. Очень важное направление деятельности, в котором мы далеко продвинулись. Уже сегодня существенная часть добычи и переработки нефти осуществляется автономными системами, которые делают это точнее и эффективнее, чем человек. Персонал вмешивается только для того, чтобы изменить производственные программы, для предупредительного обслуживания и ремонта. А в перспективе мы видим переход к полностью автономным активам. Равная по значимости технология - генеративный ИИ, ведь, как любая крупная производственная компания, мы работаем с огромными массивами данных. У нас в обработке постоянно находится порядка 10 петабайт данных, нам нужно уметь принимать решения на их основе. Новое поколение ИИ - генеративный ИИ позволит не только выполнять анализ этих массивов данных, но и готовить сложные решения на их основе - такие как долгосрочные производственные планы", - сказал Андрей Белевцев, замечая, что уже сегодня анализ сейсмических данных по месторождениям на 98% делается с помощью таких алгоритмов, которые в 50 раз ускоряют эту работу, а на следующем этапе генеративный ИИ позволит на основе всего массива данных месторождения сформировать план его развития
Говоря о матрице данных, Андрей Белевцев отметил, что ему больше нравится определение "ткань данных", которое близко к тому, что происходит в производстве, когда необходимо уметь работать с распределенными источниками данных разного типа. Он упомянул об участии компании в международном консорциуме Open Subsurface Data Universe (OSDU), который создает общие модели данных и общее ядро платформы управления данными, что позволит переносить цифровые решения с одного производственного объекта на другой и между разными промышленными компаниями. Полностью облачные платформы, по словам спикера, несколько менее приоритетны для ТЭК, в силу ориентации компании на промышленные облака, которые уделяют высокое внимание edge-вычислениям; а "Универсальный опыт" более актуален для компаний, ориентированных больше на B2C-сегмент.
Из специфичных технологических трендов своей отрасли, директор по цифровой трансформации "Газпром нефть" отметил бизнес-экосистему (интеграцию бизнес-партнеров в единое поле процессов, информации и управления эффективностью); применение цифровых инструментов в сфере ESG, которое принесет "быстрые победы" (до 30% эффекта) и поможет реализовать масштабные инициативы в этой области; совместное использование данных (максимальное извлечение ценности из данных, генерируемых в отрасли, за счет унификации, стандартизации, перехода на общие платформы); стратегическая устойчивость, которая обеспечивает непрерывность деятельности в условиях возрастающих неопределенности и рисков.
В заключение Андрей Белевцев представил видение развития цифровых технологий в компании. Он обратил внимание, что на текущем этапе фокусируется прежде всего на данных, их анализе и выработке решений на их основе, но на следующем этапе в фокусе окажется роботизация исполнения этих решений "на физическом уровне", "в поле"; широкое применение роботизированных решений ожидается к 2025 г., а после 2030 г. можно ожидать переход к полностью автономным активам, которые действуют максимально без участия человека. По его словам, такой переход будет происходить по всем направлениям бизнеса компании - от автономных стройплощадок и месторождений, до малолюдных НПЗ и беспилотной логистики.
Спикером от сферы телекоммуникаций выступал старший вице-президент по информационным технологиям ПАО "Ростелеком" Кирилл Меньшов, заявивший, что область, которую Gartner обозначил фундаментом текущих трендов для цифровой экономики, формируют телеком-провайдеры, строящие в России облачные продукты, продающие услуги безопасности компаниям и обеспечивающие конфиденциальность решений как для своих абонентов, так и в рамках интеграционных проектов. Он добавил, что телекомы, как были изначально пионерами сбора данных, формирования Big Data и коммерческих дата-сетов, так и остаются, а также все крупные операторы так или иначе монетизируют свои данные. Также спикер отметил гиперавтоматизацию, так как без автоматизации телеком-сети потребуют слишком большого количества сил и ресурсов для обслуживания. Характерным для нашей страны трендом он назвал "полностью облачные платформы".
"Мы видим, что в Россию пришли полноценные облака, мы видим огромный спрос на облачные платформы. И во многом мы видим в этом роль государства. В этом году стало отчетливее видно отличие России от других стран. У нас огромную роль в развитии цифровизации играет государство, задавая темп, который сам вряд ли бы задался", - отметил Кирилл Меньшов, добавив, помимо этого, что тренд на матрицы данных - это следующий эволюционный подход к работе с данными, которые стали еще более разнообразными и бессистемными, и с этим надо уметь работать и извлекать из этого пользу.
Еще одним трендом он выделил "Сети кибербезопасности", а наименее востребованными назвал компонуемые приложения. Из специфических трендов для телеком-индустрии, не охваченных Gartner, Кирилл Меньшов отметил развитие OTT и начало эры 5G, выраженное в переходе от тестирования к индустриальным кейсам. Говоря об универсальном опыте, он затронул проблематику для телеком-операторов, когда клиенты оценивают компанию не столько по персональному опыту взаимодействия с ней, сколько по оценкам своих друзей в социальных сетях.
Банковскую отрасль представлял старший вице-президент, руководитель департамента управления и координации технологических изменений ПАО "Банк ВТБ" Сергей Безбогов. Он отметил, что было сложно ранжировать - что важно, а что нет, так как для финансовой сферы все эти области не являются конкурентной средой.
"Генеративный искусственный интеллект - это высшая стадия, когда ИИ за нас создает продукт и способы его продвижения. Если посмотреть, то сейчас мы продаем клиенту продукты со ставкой, которая посчитана на основе его профиля и поведения. Также важной историей для нас являются данные. Все финансовые институты используют Big Data для широчайшего спектра анализа: от оценки кредитоспособности до борьбы с фродом, отслеживания подозрительных транзакций, работы с клиентской базой", - подчеркнул Сергей Безбогов.
Из других трендов он отметил "Распределенное предприятие", которое, по его словам, "стало business as usual"; "Интеллектуальные решения", "Проектирование на основе ИИ", "Компонентные решения", которые позволяют финансовым институтам сокращать time-to-market.
Управляющий директор "VK Цифровые технологии" Павел Гонтарев, представлявший ИТ-отрасль на конференции, обратил внимание, что в этом году отовсюду звучало слово "платформа", которое сменило слово "экосистема", вследствие чего все пришли к платформизации приложений, программного кода, сервисов как к основному способу сокращения time-to-market. Он отметил, что цифровые платформы, PaaS-платформы, платформы для создания cloud-native-приложений были в 2021 г. трендом и в интернет-индустрии, и в госуправлении. Еще одним трендом, по его мнению, оказались колебания устоев в сфере информационной безопасности.
"Так сложилось, что в корпоративной среде зачастую есть две парадигмы ИБ. Одна происходит из регуляторики и комплаенса, соответствия нормативным требованиям, всевозможных сертификаций, аттестаций. А другая - так называемая реальная безопасность, связанная с обеспечением защиты периметра, борьбой с киберугрозами и т.д. При этом угрозы и виды угроз растут с темпом, превышающим темпы развития стандартов в этой области. Растет инструментарий по борьбе с этими угрозами, в том числе Cybersecurity Mesh, описанный Gartner. Наверняка нас ждут новые открытия в этой сфере", - отметил Павел Гонтарев.
Также, по его мнению, знаковым стало более трезвое отношение к созданию продуктов на основе open-source-решений, так как многие игроки, в процессе создания собственных цифровых платформ, "обожглись, попробовав подход "сделай сам", сборку решений из open source компонентов", из-за чего многие в 2021 г. поняли, что open source хорош, только когда поддержан экспертизой. Следующий тренд, по словам Павла Гонтарева, - конкуренция экосистем и соответствующий рост интереса к Customer experience (CX), под которым в данном случае подразумеваются разнообразные форматы взаимодействия с клиентом, партнером, сотрудниками через видеоформаты, голосовые форматы, через поиск комплементарных сервисов, в которые можно встроиться.
Напоследок он обозначил нехватку квалифицированных кадров в отрасли, в связи с чем спрогнозировал бум разнообразных сервисов онлайн-обучения, новых форм поиска и онбординга сотрудников
"Многие компании отнесли инфраструктуру в облако, но не поменяли архитектуру своих приложений, которые как были монолитами, так и остались. Они просто переехали в другие ЦОДы, не дав того эффекта, который ожидается от облачных платформ с точки зрения time-to-market. Процесс переделки платформ на микросервисы и cloud native активно пошел и будет продолжаться в 2022 г.", - резюмировал Павел Гонтарев, отмечая, что в отрасли сейчас в топе технологии Cloud Native во всех проявлениях.
Почти все участники дискуссии отметили рост дистанционного взаимодействия и доли услуг, которые оформляются в электронном виде. Не стала исключением и транспортная отрасль, в которой все более востребованы сервисы удаленного обслуживания и бесконтактного взаимодействия.
"Эта тенденция усилилась как во взаимоотношениях с клиентами, так и во внутренних процессах. Более 90% наших клиентов в области грузовых перевозок взаимодействуют с нами в безбумажном формате, а доля продажи электронных билетов приближается к 70%. Кроме того, все большее число участников рынка осознают необходимость интегрировать свои решения с платформами других участников. Мы видим рост интереса к цифровым сервисам, основанным на технологиях искусственного интеллекта, блокчейн, в том числе к цифровым проектам РЖД по формированию доверенной среды, внедрению смарт-контрактов в грузовых перевозках и инфраструктурном комплексе", - заметил заместитель генерального директора ОАО "РЖД" Евгений Чаркин.
К тройке наиболее актуальных решений из списка Gartner для транспортной отрасли Евгений Чаркин отнес "Матрицу данных", "Интеллектуальные решения", "Гиперавтоматизацию". Он отметил, что в стратегии цифровой трансформации ОАО "РЖД" в качестве одной из приоритетных задач указано использование и монетизация массива данных, который компания накапливает естественным образом по мере функционирования российских железных дорог. По его словам, внедрение интеллектуальных решений (например, системы планирования маршрутов и оптимизации перевозочного процесса) также будет расширяться и позволит существенно оптимизировать перевозочный процесс, а за счет дальнейшего внедрения систем беспилотного движения, к примеру в "Ласточках" на МЦК, на железнодорожном транспорте будет происходить гиперавтоматизация.
Технический директор Wildberries Сергей Бобрецов, который представлял в обсуждении сторону ретейла, обратил внимание, что в 2021 г. игроки на рынке e-commerce продолжили делать ставку на географическое распределение бизнеса. По его словам, из трендов Gartner наиболее актуальные сейчас те, которые обеспечивают масштабирование, являющееся ключевым условием для конкуренции на рынке.
"Все лидеры e-commerce уже сейчас являются распределенными предприятиями. Это относится и к продающим подразделениям, и к бэк-офису. И в этой ситуации не обойтись без cloud-native-приложений и без актуальных инструментов для обеспечения безопасности. Во второй сфере основным трендом является zero-trust security, который, по сути, - подмножество тренда "Сети кибербезопасности" (Cybersecurity mesh). Не менее актуально все, что связано с клиентским опытом. Для того чтобы продавать, нужно компоновать информацию из разных источников, нужно нацеливаться на своего клиента", - говорит Сергей Бобрецов.
По его мнению, "Генеративный ИИ" в e-commerce станет востребован в более отдаленной перспективе, пока же эта технология "больше про создание контента".
Другим трендом, потенциал которого в меньшей степени сейчас востребован, технический директор Wildberries назвал автономные системы и заметил, что продолжаются попытки, в том числе у его компании, использования различных дронов для автоматизированной доставки товаров, автономных складских систем. Но, по его словам, уровень развития технологий не позволяет внедрять это прямо сейчас, однако через какое-то время это может войти в повседневную жизнь.
По итогам дискуссии результаты оценки отраслевых экспертов наложены на список трендов компании-исследователя. Исполнительный партнер Gartner Максим Григорьев отметил, что среди наиболее востребованных технологий оказались те из них, которые дают эффект уже сегодня.
"В частности, это "Распределенные предприятия" - то, что мы имеем по результатам пандемии. Но, по сути, COVID был лишь триггером и подтолкнул нас к тому, к чему мы стремились. Также матрица данных - это основа, очень важный тренд. Новая современная платформа данных, которая в большей степени основана не на сборе данных (collect), а на connect, то есть на интеграции, на связи различных элементов", - подчеркнул исполнительный партнер Gartner.
Комментируя попадание в востребованную зону "Инженерии ИИ", Максим Григорьев отметил, что залогом успеха становятся не просто какие-то аналитические продукты, которые базируются на анализе постфактум, а прогнозная и операционная аналитика.
"Важность интеллектуализации ландшафта очевидна и хорошо отражена в оценках наших экспертов, в частности высоко в рейтинге оказались "Гиперавтоматизация" и "Интеллектуальные решения", - заметил он, заключив словами о трендах, которые получили сдержанные оценки, что "вещи, на которые мы скоро обратим внимание - "Генеративный ИИ", "автономность, компонуемость/композитность".