Бюджеты на автоматизацию увеличились у 52% банков. 68% банков планируют сохранять существующие темпы автоматизации в ближайший год, а 30% их нарастить.
© ComNews
21.10.2021

Такие данные приводят "ЛАНИТ - Би Пи Эм" и аналитический центр TAdviser по итогам исследования.

При этом крупные банки продолжают работу над проектами по автоматизации, действуя в рамках согласованной стратегии. Респонденты из банков среднего размера отметили, что сократили число проектов, в основном, в пользу обеспечения кибербезопасности, непрерывности бизнеса и развития дистанционных каналов предоставления услуг.

По сравнению с предыдущими тремя годами, в 2021 г. бюджеты на автоматизацию увеличились у 44% опрошенных. Еще 36% отметили, что размер выделяемых средств не изменился. Более чем у половины опрошенных (в основном, крупных банков) расходы на автоматизацию в 2021 г. превысили 500 млн руб.

Основной драйвер новых проектов по автоматизации в банках - растущие ожидания клиентов относительно качества и способа доставки сервисов (88%). Более трети респондентов отмечают необходимость предоставлять 100% банковских услуг онлайн, а также быстро выводить на рынок новые продукты в условиях ужесточающейся конкуренции.

Более половины опрошенных банков сочетают при реализации проектов автоматизации как внутреннюю разработку, так и услуги внешних поставщиков. 18% стремятся использовать преимущественно инсорсинг, и 16% - аутсорсинг. При взаимодействии с внешним поставщиком ИТ-услуг более 80% опрошенных банков рассчитывают прежде всего на высокий уровень его технологической экспертизы.

С учетом огромного количества накопленных данных и тренда на их использование для повышения качества и скорости принимаемых решений приоритетом для банков становятся технологии BigData (81%) и решения на базе AI, ML (62%). Также среди актуальных технологических приоритетов - микросервисы (76%), RPA (50%).

Руководитель департамента системной и бизнес-аналитики Softline Development Артем Кириллов отмечает, что сейчас в России достаточно высокий уровень оказания банковских услуг, и широкий выбор учреждений.

"Благодаря конкуренции услуги предоставляются качественнее и быстрее и существует удобство получения услуг (мобильные приложения, автоматизация заполнения данных, предоставление справок, оплата налогов/штрафов/счетов и т.д.) Кроме того, благодаря автоматизации повышается эффективность и скорость принятия решения, а ошибки, связанные с человеческим фактором, исключаются. Чем больше историй будет автоматизировано, тем эффективнее будет работать банк", - считает Артем Кириллов.

Определенную роль в увеличении бюджетов на автоматизацию сыграла пандемия, подчеркивает Артем Кириллов. "Банки, имеющие хорошо развитые онлайн-услуги, вырвались вперед, так как получили новых клиентов, средства для развития, полностью осознали их преимущество и только нарастили темпы", - отмечает эксперт.

"Локдаун показал, что не обязательно людям быть в офисе, чтобы эффективно работать. Начали привлекать подрядчиков для проведения работ по автоматизации. В целом общество поняло, что удаленная работа - это вариант нормы, а также повлиял тот факт, что без автоматизации и присутствия в онлайне, в такие периоды как локдаун, бизнесу очень сложно выживать. Поэтому крупные игроки, что пережили эту историю, по-другому взглянули на развитие ИТ в своих компаниях", - подчеркивает Артем Кириллов.

Возросший спрос и возможность удаленной работы повысили среднюю зарплату ИТ-специалистов, а также уровень зарплаты по стране сравнялся за счет "удаленки", отмечает Артем Кириллов.

"Если ранее в регионах зарплата ИТ-специалистов была ниже, чем в Москве, то сейчас из регионов можно спокойно работать на московскую зарплату, что вынудило региональные компании поднимать зарплаты своим сотрудникам, иначе они просто уйдут. Это автоматически повысило потребность в увеличении бюджетов", - подчеркивает Артем Кириллов.

Тренд продолжится, бюджеты будут расти, но темп снизится и такого большого скачка процентов уже не будет, считает Артем Кириллов. "На рынке ИТ-специалистов, что могут закрывать задачи по автоматизации, наблюдается сильная нехватка кадров, так как потребность растет, сложность задач растет (что подразумевает более долгий срок обучения), а количество специалистов за спросом не поспевает", - отмечает Артем Кириллов.

"В ближайшие годы сильно вырастет спрос на компетентных проектных менеджеров и управленцев, так как создали и набрали очень много ИТ-специалистов, которыми нужно управлять, проекты становятся сложнее, взаимосвязей больше. Ряд ролей претерпит изменения. Если говорить про технологии, приоритет скорее всего сохранится, так как всю ту базу, которая была создана за последние годы, трудоемко переписывать на новые технологии и это себе мало кто может позволить, к тому же большой вопрос в финансовой целесообразности", - подчеркивает Артем Кириллов.

Артем Кириллов считает, что темпы финансирования несколько замедлятся, но все еще будут иметь восходящий тренд. "У нас еще очень много всего нуждается в автоматизации и развитии, и понимание этого приходит все более четко. В пример можно привести ту же первую онлайн-перепись населения", - отмечает Артем Кириллов.

Директор по продуктовым технологиям группы "Т1" Александр Рожков уверен, что основная причина увеличения темпов автоматизации банков - реакция на новые вызовы.

"Давление со стороны FinTech и BigTech-компаний, гибридная работа, повышенная нагрузка на ИКТ-инфраструктуру с увеличением цифровых сервисов, обеспечение непрерывности бизнеса, возрастание количества киберугроз и активизация мошенников - это лишь небольшая часть вызовов, с которыми сталкивается сегодня банковский сектор. Рост инвестиций будет ощущаться в большей степени не в традиционных ИТ-сегментах (корпоративное ПО, аппаратное обеспечение), а в цифровых решениях на основе облачных технологий и так называемой интеллектуальной автоматизации", - отмечает Александр Рожков.

"Банки стремятся оставаться гибкими и устойчивыми. Например, сегодня практически невозможно добиться достаточно высокого уровня адаптивности бизнеса под изменения рыночного спроса без внедрения BPM- и цифровых платформ, микросервисной архитектуры, DevOps-подходов и гибридных облаков. Активное внедрение цифровых технологий требует наличия распределенной инфраструктуры для высокопроизводительных вычислений, модернизации сетей", - подчеркивает Александр Рожков.

Доля цифрового бизнеса в банках будет только увеличиваться, это важно для сохранения конкурентоспособности и удержания клиентов, считает Александр Рожков.

"В ближайшие пару лет сохранится тренд на роботизацию внутренних операций и цифровизацию продуктов и услуг. В соответствии с тенденциями сокращения количества оффлайн-отделений, появления цифровых отделений на основе банкоматов и сервисов самообслуживания банки будут активнее внедрять онлайн- и мобильные сервисы с эффектом виртуального присутствия, технологии цифрового маркетинга, анализа клиентского опыта и персонализации продуктовых предложений. Продолжится тренд поглощения банками перспективных высокотехнологичных стартапов", - отмечает Александр Рожков.

Рынок цифровизации банков еще далек от насыщения, считает Александр Рожков. "Более того, по мере достижения зрелости цифровых технологий будут появляться новые возможности, в том числе более широкого использования цифровых каналов и цифровой рабочей силы. Банки в рамках диверсификации бизнеса внедряют новые бизнес- и сервисные модели, создают партнерские экосистемы и цифровые маркетплейсы, что потребует дополнительных инвестиций", - подчеркивает Александр Рожков.

"В связи со стремительным развитием онлайн-сервисов и электронной коммерции, реализацией инициатив Банка России (СБП, ЕБС, Мастерчейн и др.) у банков открываются практически безграничные возможности. Вопрос только в том, как банкам органично встраиваться в эти цепочки - B2B2B, B2B2C, G2B2C и др.", - отмечает Александр Рожков.

Директор по отраслевым решениям для коммерческих банков ИТ-компании "Крок" Василий Куць подчеркивает, что наращивание темпов автоматизации связано со многими факторами.

"Во-первых, пандемия обнажила проблемы с дистанционными каналами взаимодействия, и банки закономерно пошли их модернизировать, чтобы удержать клиентов. Во-вторых, автоматизация помогает избегать ошибок человеческого фактора. В-третьих, автоматизация позволяет сократить time-to-market новых продуктов и услуг. Также для формирования эксклюзивных предложений зачастую не обойтись без обработки потоковых данных и тут как нигде важна автоматизация", - отмечает Василий Куць.

"Помимо этого, с ростом запросов контролирующих органов к банкам, растет потребность в автоматизации данного процесса верификации запроса и автоматического ответа. Растут KPI, которые без автоматизации конкретных процессов слабо достижимы, а также увеличивается клиентская база банков. Все в купе говорит о том, что без автоматизации на данном рынке у банков нет будущего", - считает Василий Куць.

Рост бюджетов на автоматизацию связан как с количеством процессов, которые необходимы для автоматизации, так и с недостаточным количеством IT-специалистов, косты на которых также растут год к году, отмечает Василий Куць.

"С учетом того, что продвинутые банки становятся финтех-компаниями, то темпы и объемы финансирования ИТ-проектов будут сохраняться и, возможно, нарастать, так как борьба за клиента с каждым годом только усиливается, свободных клиентов на рынке не осталось. Будут рождаться новые сервисы, и лидеры уже задали серьезную планку для всего рынка", - подчеркивает Василий Куць.

Новости из связанных рубрик