Кому пандемия, а кому - рост среднего чека
Пандемия внесла существенные коррективы в образ жизни россиян. Изменение структуры потребления повлияло на все сегменты рынка, в том числе грузоперевозки, и простимулировало увеличение темпов цифровой трансформации отрасли. Также стоимость грузоперевозок в 2021 г. в среднем выросла на 20%. По ряду основных направлений аналитики отмечают увеличение стоимости перевозки до 40%. Вместе с этим на 20% увеличилась средняя продолжительность рейса. Таковы главные результаты исследования VEB Ventures, в ходе которого эксперты проанализировали данные более 50 тыс. компаний-перевозчиков, подключенных к цифровой платформе Deliver, и оценили состояние рынка логистики.
В 2021 г. средний чек грузоперевозки вырос на 20% по сравнению с прошлогодними показателями. Это связано с дефицитом доступного транспорта, который возник из-за множества структурных изменений рынка: обелением рынка, подорожанием запчастей, переходом водителей как рабочей силы в другие сектора (например, на работу курьерами, что более выгодно), а также с уходом с рынка мелких игроков.
Аналитики VEB Ventures пришли к выводу, что количество перевозчиков и логистических компаний увеличилось почти на 3%. Сократилось количество небольших логистических компаний, больше стало средних - это говорит о том, что рынок укрупняется и консолидируется. В 2020 г. подключилось около 1000 перевозчиков со средним парком в две машины, на август 2021 г. подключилось более 1400 компаний со средним парком в пять машин. Вместе с этим растет спрос на логистические услуги со стороны потребителей, что является причиной дефицита компаний-исполнителей на рынке.
Среди ключевых трендов, которые влияют на развитие грузовой автологистики в России, выделили появление новых производств, экспансию торговых сетей в регионы, развитие e-commerce, снижение издержек за счет объединения грузов разных отправителей, инициативу регулятора, выступающего за обеление рынка от недобросовестных игроков и консолидацию игроков на рынке с помощью логистических платформ.
"Мы ожидаем консолидации рынка, поскольку консолидируются отрасли, служащие источником спроса на перевозки, среди компаний будет расти конкуренция в области цены, качества и надежности услуг. Для этого им придется увеличивать расходы на автоматизацию и цифровизацию бизнес-процессов - в том числе, например, и интеграцию финансовых технологий", - отмечает генеральный директор VEB Ventures Олег Теплов.
В пресс-службе VEB Ventures рассказали, что за последние два года с рынка ушло большое количество мелких транспортных компаний. "Отрасль существенно укрупнилась и консолидировалась вокруг крупных и средних игроков. "Естественный отбор" - если можно так сказать - уже прошел, на рынке сейчас есть некоторый дефицит предложения. Другой вопрос, что за это время произошел резкий разворот рынка в сторону потребителя, которому удобно иметь единую точку входа для разных транспортных сервисов - которой фактически и является любая платформа. Выход подавляющего большинства компаний на разные платформы, по нашим ощущениям, это вопрос времени", - считают в пресс-службе VEB Ventures.
"В 2021 г. на первый план вышли задачи по развитию и расширению мощностей, созданию новых сервисов, которые будут способствовать стабилизации умеренно средней рентабельности грузоперевозок. Этому может способствовать внедрение цифровых решений, создание консолидированных продуктов для сохранения конкурентных преимуществ на рынке. Это даст возможность перевозчикам сосредоточиться не на выживании, а на развитии собственного дела, а потребителям стабильно получать качественную услугу по перевозке грузов. Для рынка это будет означать рост качества услуг, что положительно скажется на экономике страны в целом. За счет масштабной цифровизации логистической отрасли мы ожидаем не только увеличения прибыли Deliver, но и роста рынка на 5% в 2021-2022 гг. и далее на 3% ежегодно", - сообщил Олег Теплов.
Генеральный директор Deliver Данил Рудаков считает, что роль грузоперевозок для потребительского рынка была сильно недооценена, пандемия это лишний раз доказала. "Рост ставок в текущем году обусловлен различными факторами. И он привел к фундаментальному изменению. Если раньше перевозчики жили на грани нулевой рентабельности, то теперь получили возможность зарабатывать и стать полноценным участником рынка. Скачки цен наблюдались и раньше, но были ситуативными. Теперь перевозчики почувствовали, что текущий уровень цен можно держать больший период времени. Для грузовладельцев, производителей и ретейлеров текущая ситуация не из лучших - им приходится пересматривать свои сегодняшние бюджеты, гадать, какими в следующем году будут ставки и какой транспорт будет в наличии", – отметил Данил Рудаков.
Как сообщили в пресс-службе VEB Ventures, среди ключевых технологий, играющих важную роль в логистической отрасли, можно выделить ИИ и Big Data, которые предоставляют компании возможность анализировать информацию, контролировать дефицит спроса и нагрузки. "А введение электронного документооборота, который способствует диджитализации отрасли, поможет оптимизации дополнительных костов для компании. По мнению экспертов рынка, электронный документооборот сможет снизить затраты перевозчиков на 1% и позволит быстро получать деньги за выполненные заказы. Кроме того, ответом на цифровые технологии в логистике стало появление на рынке цифровых платформ", - отметили в пресс-службе VEB Ventures.
По словам представителя пресс-службы VEB Ventures, вопрос с технологией блокчейн для многих логистических компаний все еще остается открытым. "Да, это перспективная технология, которая могла бы потенциально решить многие проблемы логистической отрасли - например, страхование и отслеживание грузов. Порядка 78% директоров по логистике планируют ускорить цифровую трансформацию цепей поставок, следует из исследования Accenture. Опрос проводился среди компаний - лидеров американского, европейского и китайского рынков. Но до сих пор остается открытым вопрос рентабельности применения технологии для компаний МСБ, которые, как известно, являются одними из основных перевозчиков на логистическом рынке. Для больших корпоративных игроков, взаимодействующих с крупными ретейл-сетями, технология будет более востребованной в будущем. Уже сейчас мы можем наблюдать первые кейсы ее применения", - рассказали в пресс-службе VEB Ventures.
Директор по продуктовой стратегии группы Т1 Сергей Иванов подчеркнул, что в условиях постиндустриального общества глобализма ни в одной стране мира не ведется производство полного цикла технологически сложных изделий с высокой добавленной стоимостью. По его словам, как правило, несколько стран работают в формате консорциума и целятся не в локальные, а в мировые рынки. "В такой экономической системе трансграничные перевозки создают значительную часть стоимости товаров, а их гарантия, качество и сроки имеют критическое значение. Выполнять и контролировать обязательства в области перевозок без высокого уровня цифровизации отрасли невозможно. Делая заказ в интернет-магазине собственного города или оплатив покупку за границей - в розницу или крупным оптом, - покупатель хочет знать и контролировать каждый этап грузоперевозок оплаченного им товара", - объясняет Сергей Иванов.
По его оценке, роль цифровизации будет только расти, так как будет необходимо использовать и сочетать множество технологических решений: IoT, блокчейн, разработку мобильных приложений и т.д. "Поскольку для транспортировки, как правило, привлекается одновременно несколько подрядчиков, безопасность и доверенная среда проведения операций ставятся на первое место. Все участники грузоперевозок заинтересованы в максимальной скорости проведения операций между подрядчиками, и блокчейн, не уступая в скорости проведения операций мировым платежным системам, занимает первое место среди остальных технологий", - прокомментировал Сергей Иванов.