Биометрия для россиян: понятнее, но не ближе
Россияне стали лучше разбираться в биометрии: если в 2020 этот термин правильно понимали немногим более половины жителей нашей страны (54%), то в 2021 году эта доля увеличилась до 74%. Среди знакомых наибольшему числу россиян биометрических методов – распознавание по отпечатку пальца, лицу и голосу. Таковы результаты исследования Аналитического центра НАФИ. Напомним, биометрия – система распознавания людей по одной и более физическим или поведенческим чертам (образец голоса, отпечатки пальцев, группа крови, специальное фото роговицы глаза и т.д.). Биометрия используется, прежде всего, для обеспечения безопасности и упрощения удаленного доступа людей к широкому спектру финансовых и государственных услуг.
Многим россиянам приходилось за последние годы сталкиваться с биометрическими методами идентификации личности. Перечисляя ситуации, в которых может потребоваться такая идентификация, опрошенные чаще всего называют разблокировку гаджетов, открытие приложений или бесконтактную оплату (84%), доступ в помещения (69%) и получение банковских услуг в отделении либо через банкомат (65%). Большая часть респондентов знают о необходимости сдачи биометрических данных в целях обеспечения безопасности в общественных местах.
Лучше других россиянам известны такие биометрические методы, как распознавание по отпечатку пальца (пользовались 51% опрошенных), по лицу (36%) и по голосу (28%). Значительно реже опрошенные сталкивались с идентификацией по сетчатке или радужке глаза и по рисунку вен, хотя и слышали о них. Остальные биометрические методы жителям нашей страны почти не знакомы. Каждый второй опрошенный затруднился перечислить организации, занимающиеся сбором биометрических данных (46%). Остальные чаще всего называли банки (37%) и правоохранительные органы (21%).
"Сегодня мы становимся свидетелями активного внедрения цифровых технологий, к которым в том числе относится и биометрия, во все сферы нашей жизни. Люди быстро узнают о таких технологиях и быстро начинают их использовать. Это показывают результаты данного и других наших исследований. Так, например, за последний год мы зафиксировали активный рост доли людей, осуществляющих безналичные и бесконтактные платежи – в том числе такие, для которых требуются биометрические данные", - говорит заместитель генерального директора Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.
По его словам, также стремительно увеличивается доля россиян, которые пользуются электронными государственными услугами, дистанционными сервисами, приложениями. "На этом фоне пользователи все чаще сталкиваются с тем, что им приходится (с их согласия, а иногда и без него) делиться своими персональными данными, включая биометрические, иной личной информацией (например, разрешать различным приложениям определять местоположение человека, предоставлять доступ к микрофону мобильного телефона, камере, фотоснимкам, истории просмотров и т. д.). Происходит постепенное, но при этом массовое общественное принятие, согласие с данной тенденцией. Это создает хорошие предпосылки для осуществления государственной политики в области цифровизации и реализации инициатив в сфере управления и социального развития на базе цифровых технологий", - объясняет Тимур Аймалетдинов.
Тимур Аймалетдинов сообщает, что применение биометрии расширяется и на уровне потребителя, и на уровне государства, что способствует популяризации данной технологии. Следующий виток популярности будет, по его прогнозам, связан с удаленной верификацией документов пользователей различных услуг – причем не только государственных, но и, например, финансовых, и многих других.
Отвечая на вопрос, почему люди не знают, кто именно собирает биометрические данные, Тимур Аймалетдинов рассказывает, что чаще всего эти вопросы просто не волнуют людей. "Во многом это происходит из-за недостаточного уровня цифровой культуры и кибергигиены. При этом наши исследования показывают: россияне из года в год все чаще говорят, что им становится сложнее контролировать свои персональные данные и что защитой таких данных должно заниматься государство. Другими словами, люди снимают с себя ответственность за сохранность собственных данных, в том числе биометрических. Развитие многих рынков сегодня сдерживается законодательной и технической сложностью удаленной идентификации клиента. Как правило, она проводится по лицу, так как затем происходит сверка с фотографией, размещенной на документе. Хотя первые попытки внедрения биометрии на различных рынках предпринимаются – например, многие могли столкнуться с этим при регистрации в системах каршеринга или других сервисах, – но это очень небольшие рыночные сегменты. За рубежом ситуация несколько иная. Например, во многих зарубежных банках возможна аналогичная удаленная идентификация, для чего создаются специальные удостоверяющие центры. Подобные примеры есть и в системе образовательных услуг, и в торговле, и в других сферах", - отмечает Тимур Аймалетдинов.
По оценке Тимура Аймалетдинова, нельзя сказать, что есть какие-либо сдерживающие факторы. "Развитие биометрических технологий и их распространение происходит эволюционно – параллельно с цифровизацией бизнеса, развитием законодательства. Увеличение числа потребителей, которые знают о биометрии и используют ее, становится естественным результатом этих процессов", - подчеркнул Тимур Аймалетдинов.
Директор по стратегическим коммуникация InfoSecurity Александр Дворянский сообщает, что за время распространения Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) в Российских компаниях, многие граждане смогли лично оценить, как использование биометрических данных влияет на простоту и удобство предоставления услуг. В частности, по его словам, это заметно по банковскому сектору — финансовые услуги стали доступнее для жителей удаленных регионов и лиц с ограниченными физическими возможностями. Таким образом, можно сказать, что люди начинают активнее пользоваться биометрическими технологиями. "Как показывает статистика, большинство россиян уже хорошо знают, зачем нужны биометрические данные и примеры ее использования, помимо финансового сектора, широкое применение сервиса реализовано на госуслугах. Несмотря на это, процент людей, мало осведомленных о технологиях и преимуществах использования биометрических данных, все еще велик, несмотря на всеобщее пропагандирование/распространение преимуществ использования сервиса. Глобально это может привести к замедлению темпов роста и охвата сервисов биометрической идентификации пользователей. Однако в настоящий момент ситуация медленно, но меняется в лучшую сторону, все больше компаний, причем не только из финансового сектора используют биометрическую идентификацию", - утверждает Александр Дворянский.
"Оглядываясь на опыт азиатских стран, можно смело предположить, что наибольший потенциал коммерческого развития получат технологии распознавания лиц. Уже сейчас на многих станциях метро появляются (пока правда в тестовом режиме) камеры распознавания лиц для осуществления оплаты проезда. Если технология приживется, в будущем это позволит, оплачивая проезд одним взглядом существенно экономить время в часы пик. К сожалению, в настоящий момент, из-за высокой стоимости необходимого оборудования и программного обеспечения многие компании все еще не могут себе позволить подключение и использование сервисов биометрии. Большая доступность таких решений дала бы возможность компания из различных сфер качественно повысить уровень и расширить спектр предоставляемых услуг", - подчеркивает Александр Дворянский.
С другой стороны, как отмечает Александр Дворянский, существует немалый процент граждан, которые все еще не понимают принцип работы системы ЕСИА, и как хранятся, передаются, обрабатываются их данные, что в свою очередь приводит к недоверию к сервисам биометрии. Это также замедляет развитие сервисов биометрии, и как следствие, развитие отрасли дистанционных услуг и сервисов.
Руководитель центра компетенций мультимедиа и унифицированных коммуникаций "Т1 Интеграция" Игорь Афонин объясняет, что в явном виде люди пересекаются с работой с биометрическими данными не так часто: получить загранпаспорт, визу, затем прибавились возможности биометрии в банках, запускаются сервисы оплаты "по лицу". По его словам, люди знают, для чего собирают эти данные, но не сильно интересуются тем, кто их хранит, и пока не готовы к осознанному выбору. Актуальнее вопрос сохранности биометрических данных. Телефонные мошенники очень активны, они могут знать не только банк, в котором у человека счет, но и его состояние, а технологии вполне могут дойти до того, что будет начато обучение нейросети на основе записи голоса человека – явный и достаточно легкий канал нелегального сбора голосовой биометрии. Однако, как рассказывает Игорь Афонин, в период коронавирусных ограничений люди регулярно сталкивались с проверками с помощью камер. И каждая новация широко освещалась в СМИ и блогосфере. Поэтому люди стали больше узнать о технологиях, лучше разбираться в них. Игорь Афонин утверждает, что лицо и голос – два явных лидера в кастомизации коммерческих сервисов с использованием биометрии, так как первый более характерен для очного обслуживания, а второй для дистанционного. Основной барьер для развития отрасли, по оценке Игоря Афонина, – это невысокое доверие людей к биометрическим сервисам. При этом технологическая база уже готова и может работать как на локальных устройствах, так и через облачные сервисы.
Директор по маркетингу и рекламе Hikvision Russia Ирина Кибалюк подчеркивает, что сегодня существует большое количество пользовательских сервисов, которые используют биометрию и которые весьма популярны. Например, как рассказывает Ирина Кибалюк, сканирование отпечатков пальцев для разблокировки смартфона или доступа к приложениям. Чуть реже, но все же в большом количестве встречаются пользователи FaceID, когда доступ к устройству или приложению осуществляется через технологию распознавания лица. Те же загранпаспорта нового образца – здесь также используются биометрические технологии (отпечаток пальца, сканирование сетчатки глаза).
"В повседневной жизни людей появляется все больше разнообразных сервисов на базе биометрии – оплата товаров и услуг по отпечатку пальца или изображению лица, подтверждение голоса. Многие компании при организации проходных пунктов отдают предпочтение системам контроля доступа по лицу, которые постепенно вытесняют привычные магнитные карты или ключи. Это не только удобно, поскольку нет необходимости носить с собой физические устройства для доступа, но и повышает уровень безопасности – карты и ключи можно потерять, передать другому человеку. А биометрические идентификаторы – они всегда при вас и никто другой не сможет ими воспользоваться", - отмечает Ирина Кибалюк.
По оценке Ирины Кибалюк, главная задача этих технологий – упростить и ускорить рабочие процессы, создать комфортные сервисы для пользователей, и обеспечить безопасность. "Биометрические технологии распознавания развиваются семимильными шагами. И если еще пару лет назад систему распознавания лиц можно было "обмануть" с помощью фотографии или видео авторизованного пользователя, то сегодня производители переходят на технологии формирования 3D-модели лица, увеличивая количество точек для анализа. Поэтому очки, головные уборы или медицинские маски не мешают процессу анализа и дальнейшего распознавания. Наша компания, например, для дополнительной безопасности использует в своих биометрических терминалах доступа технологию "антиспуфинга" - когда сканирование производится с помощью двух объективов, оптического и инфракрасного. Таким образом система не только "узнает" пользователя, но и "понимает", что она видит именно лицо человека, а не его плоское изображение на фото или даже слепок. Подделать биометрические данные с каждым годом становится все сложнее. Мы со своей стороны, как разработчик и вендор, делаем все, чтобы такой возможности не было в принципе", - сообщает Ирина Кибалюк.
Совладелец компаний "Ланит-Терком" и "Системы компьютерного зрения" (входят в группу "Ланит") Владимир Уфнаровский считает, что биометрия стала привычнее для потребительского рынка благодаря широкому применению в различных приложениях на мобильных телефонах и компьютерах с функцией распознавания лиц и отпечатков пальцев. По его словам, все современные устройства снабжены такой функцией.
Владимир Уфнаровский утверждает, что биометрия находится в начале своего развития. "Системы распознавания не обладают 100% точностью и используются как дополнительные. Биометрия сетчатки глаза пока остается более надежной из всех благодаря ее использованию крупными организациями ("Ростелеком", "Сбер"). Однако самой распространенной останется технология распознавания лиц, которая сегодня далека от совершенства. Основным сдерживающим фактором для данной отрасли остается технологический. Банальное введение пароля для разблокировки мобильного телефона остается надежнее, чем биометрическое распознавание", - рассказывает Владимир Уфнаровский.
Исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр убежден, что биометрия становится все более популярной. "Сейчас о ней не только все говорят, но и применяют практически повсеместно. Если раньше такие технологии были чем-то необычным, то в настоящее время люди сталкиваются с ними все чаще - области их применения, как и бюджеты, значительно изменились. Привычным эти технологии все же назвать нельзя, но это один из самых интересных и растущих рынков, и эта тенденция продолжится. Люди не знают, кто именно собирает биометрические данные, потому что их в большинстве случаев этот вопрос не интересует. Аналогично и с персональными данными - всех больше волнует, чтобы они были защищены и недоступны, а не кто их собирает. Что касается рисков, то вряд ли сейчас можно говорить о каких-то реальных опасностях для пользователей, связанных с использованием биометрической идентификации", - говорит Михаил Шкляр.
По словам Михаила Шкляра, наибольший потенциал коммерческого развития имеют идентификация по отпечатку пальцев и по лицу. "Система распознавания лиц сейчас активно развивается, и соответствующие бюджетные терминалы в розницу сейчас стоят от 20 тысяч рублей, с термометрией - от 150 тысяч рублей. И коммерческий потенциал здесь исходит как раз из стоимости такого оборудования. В дальнейшем способы биометрической идентификации останутся теми же, но станут более продвинутыми. Например, идентификация по лицу уже есть в 3D. Будут развиваться и нейросети в этой сфере, а применяться такие технологии будут все шире. Что касается сдерживающих факторов, то раньше в этой роли выступала высокая стоимость и сложность, а также узкое отраслевое применение. Сейчас же такое оборудование становится все более простым и понятным, к тому же оно легко устанавливается и используется некоторыми людьми даже дома. Больших сложностей сейчас для развития рынка нет, и многое будет зависеть от популяризации таких технологий", - объясняет Михаил Шкляр.