Российский AR/VR силен в B2B
Российский рынок AR/VR в 2020 г. вырос на 16% и достиг 1,4 млрд руб. Из них, как сообщается в исследовании, на сегмент виртуальной реальности пришлось 1,1 млрд руб., на сегмент дополненной реальности - 0,3 млрд руб. При этом сегмент AR в 2020 г. рос опережающими темпами по отношению к VR - 40% против 10%. Низкая динамика в сегменте VR объясняется приостановкой развития из-за пандемии в сегментах, связанных с ивентами и прочими маркетинговыми инициативами, а также с созданием развлекательного контента.
По данным исследования, основной спрос на решения виртуальной и дополненной реальности в России формируют коммерческие организации. Свыше половины проектов приходится на производственные предприятия и компании топливно-энергетического комплекса. Промышленные AR/VR-проекты в России сосредоточены в первую очередь на поддержке массового обучения в части выработки soft skills: тренажеры и симуляторы для обучения специалистов по оборудованию (операторов, ремонтников), пилотов, цифровые инструкции, а также дистанционная экспертиза.
В госсекторе реализуются отдельные программы, включающие AR/VR-технологии, в сферах образования, здравоохранения и культуры.
В исследовании отмечается, что в сегменте частных пользователей распространение VR сдерживается высокой стоимостью оборудования и ограниченным выбором контента - можно ожидать развития в этом сегменте по мере появления коммерчески доступных качественных продуктов. Вместе с тем использование AR-приложений на смартфонах в России уже сейчас можно назвать массовым явлением.
Генеральный директор "ТМТ Консалтинга" Константин Анкилов прогнозирует к 2025 г. пятикратный рост выручки до 7 млрд руб. (37% в год). Наиболее часто встречающиеся сценарии применения AR/VR в России - это обучение, цифровые инструкции по сборке и конфигурированию, визуализации дизайнерских работ. Константин Анкилов подчеркнул, что услуги виртуальной и дополненной реальности являются одним из основных драйверов перехода на тарифные планы и устройства, поддерживающие сети пятого поколения.
"Основные внедрения AR/VR в бизнесе - в промышленности: в производственном секторе, а также в топливно-энергетическом комплексе. Можно ожидать роста применения в производстве, добывающих отраслях, строительстве, ретейле. В В2С это будут с одной стороны развлекательные сервисы, с другой - приложения для виртуальной примерки одежды, макияжа, прически, мебели и других элементов домашнего интерьера", - отмечает Константин Анкилов.
В отличие от глобального рынка со значительной долей сегмента B2C, в России особое внимание уделяется развитию AR/VR-технологий для бизнес-сегмента. Ожидается, что российский рынок в основном будет формироваться за счет роста спроса в сегменте B2B, доля которого вырастет до 72 % к 2025 г.
Исполнительный менеджер по маркетингу Huawei в регионе Евразия Павел Сиротинкин отмечает, что сейчас основными нишами развития VR в России являются сегменты B2B и B2G - например, обучение, реклама и медицина. В дальнейшем рынок будет двигаться в сторону развития сегмента B2C, что потребует готовности инфраструктуры операторов связи, наличия доступных клиентских устройств и сильной экспертизы со стороны разработчиков приложений.
"Российский сегмент VR-сервисов B2C очень перспективен, и мы рассматриваем различные варианты сотрудничества для его развития. Huawei - надежный технологический партнер со значительным опытом реализации проектов на мировом рынке данных услуг. Мы готовы участвовать в построении технологической инфраструктуры наших российских партнеров, в том числе сетей 5G/FN5G и облачных сервисов", - подчеркивает Павел Сиротинкин.
"Применение технологии VR в сфере развлечений продолжит развиваться. А из B2B-сегмента наибольший интерес к подобным проектам демонстрируют промышленные предприятия. Для их сферы подходят такие решения, как учебные стенды, виртуальный обход. Полагаю, что технологии VR найдут применение также в медицине - как для обучения, так и для реабилитации", - считает директор центра мультимедиа и ситуационных центров компании "Техносерв" Игорь Афонин.
"В целом с оценками экспертов согласен. Основная проблема на текущий момент - это отсутствие высокоскоростных беспроводных сетей передачи данных, которые могли бы обеспечить максимальную скорость передачи контента и обмена данными с мобильными VR-устройствами. Именно их наличие позволит создавать качественные и надежные продукты для решения проблем в производстве", - отмечает Игорь Афонин.
Директор "Крок" Илья Симонов считает, что, хотя сегмент VR растет динамично, оценка в 7 млрд руб. к 2025 г. оптимистична. "По нашей оценке, наиболее перспективны сейчас иммерсивные решения в промышленности, среди них виртуальные тренажеры для обучения персонала безопасному производству работ. Иммерсивные технологии формируют рынок заново и развиваются очень бурно - на данный момент объем рынка составляет 500 млн с тенденцией роста в будущем. Развитие 5G можно назвать драйвером VR-рынка в перспективе пяти лет. Правда, это касается в первую очередь консьюмерского сегмента. VR-решения в B2C станут более популярны, когда у потребителей появится соответствующее оборудование и контент", - отмечает Илья Симонов.