"Ростелеком" завершил строительство подводной волоконно-оптической линии связи (ПВОЛС), которая связала Калининградскую область с "большой Россией". Точкой выхода этой ПВОЛС стал город Кингисепп в Ленинградской области. Линия функционирует в пилотном режиме, переход на коммерческую эксплуатацию запланирован на март. В будущем она заменит наземные каналы, связывающие Калининградскую область с основной территорией России, которые идут через соседние государства. Кроме того, оператор планирует стыковку кабеля на границе с иностранными операторами для обеспечения международной связи, а также его увязку с кабельной системой TEA NEXT.
© ComNews
18.02.2021

Об этом вчера, 17 февраля, на пресс-конференции сообщил президент ПАО "Ростелеком" Михаил Осеевский. До сих пор Калининградская область была связана с остальной Россией наземными каналами связи, которые идут через сопредельные страны: Белоруссию, Литву и Латвию.

Губернатор Калининградской области Антон Алиханов отметил, что подводная волоконно-оптическая линия связи "Калининград - Кингисепп" гарантирует информационную безопасность области и открывает новые возможности для бизнеса в этой сфере. "Линии зарезервированы, вне зависимости от изменений геополитических, технических, технологических, мы имеем уникальный объект, который гарантирует информационную безопасность для нашего региона", - сказал Антон Алиханов на презентации проекта. Михаил Осеевский уточнил, что подводный кабель зарезервирован спутниковым каналом.

Общая протяженность новой линии, проложенной по дну Балтийского моря, составила 1115 км, пропускная способность - 100 Гбит/с с возможностью расширения до 8 Тбит/с.

Основная часть кабеля прошла в зоне исключительных экономических интересов Финляндии и Швеции, поэтому для прокладки ПВОЛС "Ростелекому" потребовалось получить согласования от этих государств. Михаил Осеевский сообщил, что в зоне интересов Швеции и Финляндии прошло около 800 км ПВОЛС. "Мы получили все необходимые согласования в соответствии с международным законодательством. Не могу сказать, что кто-то чинил нам препоны. Мы по контракту использовали корейское судно, кабель использовали китайский. Он включает в себя четыре волокна, - рассказал корреспонденту ComNews Михаил Осеевский. - Мы, естественно, думаем над использованием этого кабеля в том числе в интересах пропуска международного трафика: будем смотреть, насколько это будет укладываться в интересы международных партнеров. Мы внимательно прорабатываем такой вариант: для нас это дополнительная возможность заработка".

Новая ПВОЛС может быть интегрирована с международными транзитными маршрутами "Ростелекома" Европа - Азия, а именно, с проектом TEA NEXT. "Возможно, мы будем использовать кабель в интересах нашего проекта Европа - Азия, - ответил Михаил Осеевский на вопрос корреспондента ComNews об использовании новой ПВОЛС в проекте TEA NEXT. - Строительство первого этапа от Кингисеппа до Москвы уже началось, поэтому с высокой степенью вероятности мы будем его использовать".

"Рос­те­леком" летом 2020 г. на­чал строи­тель­ство во­локон­но-оп­ти­чес­кой ли­нии свя­зи от за­пад­ных до вос­точных гра­ниц РФ под ра­бочим наз­ва­нием ТЕА NEXT ("Тран­зит Ев­ро­па - Азия но­вого по­коле­ния") (см. новость ComNews от 18 июня 2020 г.).

Специальный представитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов рассказал, что прокладка ПВОЛС заняла два года: год длилось проектирование и получение множества согласований, год - сами работы по дну моря. "Теперь не надо беспокоиться о том, что будет, если возникнет сбой в существующей наземной сети, проходящей через соседние страны", - порадовался он.

Михаил Осеевский сказал, что на прокладку ПВОЛС потрачено чуть менее 6 млрд руб. (из федерального бюджета), а ввести линию в коммерческую эксплуатацию "Ростелеком" планирует в конце марта. "Сегодня линия находится в опытной эксплуатации, и в недалеком будущем мы полностью переключим тот трафик, который сегодня идет по каналам международных операторов через другие государства, на эту линию. Мы можем в перспективе в 80 раз увеличить его пропускную способность. То есть ПВОЛС рассчитана на многие годы вперед", - сообщил Михаил Осеевский.

Для "Ростелекома" проект стал непростым, которым можно гордиться: на дне Балтийского моря лежит огромное количество боеприпасов, трассу пришлось очищать. "Более 50 подводных объектов мы пересекли при строительстве, включая два огромных газопровода - "Северный поток" и "Северный поток-2". Специальные роботы проложили тоннели под этими газопроводами. Пока ее строили, саперы Балтийского флота уничтожили семь морских мин. Мы впервые столкнулись с необходимостью разминирования", - рассказал Михаил Осеевский.

Впереди "Ростелеком" ждет еще один ответственный проект: оператору предстоит проложить подводный кабель с Камчатки на Чукотку. "В этом году мы завершили изыскания, сейчас готовим рабочую документацию, летом следующего года корабль выйдет в море и проложит кабель", - поделился планами Михаил Осеевский.

Исполнительный директор J’son & Partners Consulting Сергей Шавкунов напомнил, что строительство подводного кабеля до Калининградской области планировалось давно. "Еще в 2002 г. "Ростелеком" реализовал проект Балтийской кабельной системы совместно со шведским оператором Telia. В данном проекте предусматривалось строительство ответвления подводного кабеля на Калининград, однако по разным причинам этот участок подводного кабеля не был реализован, - объясняет он. - В результате многие российские операторы организовали соединения по арендованным каналам через Белоруссию и Прибалтику. Тем не менее необходимость прямого соединения оставалась актуальной".

По мнению J’son & Partners Consulting, проект может иметь хорошие перспективы и для международных коммуникаций. "Сегодня большая часть кабельных международных соединений России реализуется через Финляндию и Швецию и далее идет по сетям зарубежных партнеров в направлении Франкфурта-на-Майне, Германия, как основного телекоммуникационного хаба в Европе. То есть сегодня значительная часть международного трафика российских операторов концентрируется в направлении Санкт-Петербурга. По новому кабелю будет возможно организовать соединение по собственной сети до границы Калининградской области с Польшей, где у российских операторов уже есть международные стыки, и предложить новый международный маршрут, - говорит Сергей Шавкунов. - Новый подводный кабель даст возможность перевести существующие наземные соединения через другие страны в статус резервных или частично отказаться от них, а также предложить каналы другим российским операторам".

Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева отметила, что такие проекты имеют в первую очередь геополитическое значение. "Именно поэтому этот проект финансировался из федерального бюджета - Калининградской области был выделен бюджет под этот проект в 2017 г. Похожий проект реализуется "Ростелекомом" для Чукотского АО в рамках программ развития Арктической зоны - подводная ВОЛС от Петропавловска-Камчатского до Анадыря. Такие проекты обеспечивают развитие удаленных регионов, их более полную интеграцию в российскую экономику, решают вопросы национальной информационной безопасности и независимости российского интернета. Сроки возврата инвестиций в данном случае вторичны", - прокомментировала Татьяна Толмачева.

Руководитель Лидирующего исследовательского центра на базе "Сколтеха" Виталий Шуб оценивает проект чрезвычайно положительно. "С учетом геостратегического значения Калининградского эксклава такой проект должен был реализовываться одним из первых для обеспечения не только оборонных задач, но и независимости магистральной инфраструктуры пропуска интернет-трафика для государственного и корпоративного сегмента и резидентского ШПД в регионе", - уверен он. Затраты на прокладку ПВОЛС Виталий Шуб считает разумными: "Судя по приведенным данным, стоимость 1 км кабеля - капитальные затраты и строительно-монтажные работы - составила $72 тыс., что выглядит разумно. С учетом Балтийского мелководья, скорее всего, был уложен кабель, сильно защищенный от возможных повреждений, особенно в зонах, близких к береговой линии, а это недешево - навскидку, от $20 тыс. до $50 тыс. стоит 1 км самого кабеля, плюс прокладка, плюс активное оборудование, плюс КС".

Перспективы, по мнению Виталия Шуба, заключаются в дальнейшем наращивании емкости/пропускной способности линии за счет установки новых оптических транспондеров класса 100 Гбит/с на одну оптическую несущую (лямбду). "Приведенные данные свидетельствуют, что пока засвечена только одна лямбда из возможных 80 (или 96). Таким образом эта линия связи создает колоссальный резерв пропускной способности для дальнейшего умощнения в интересах государственного, корпоративного и резидентского секторов", - подвел он итог.

Новости из связанных рубрик