ОТТ-платформа "НТВ-Плюс" совершила прорыв
Оператор цифрового и спутникового телевидения "НТВ‑Плюс" подвел итоги развития собственной ОТТ‑платформы в 2020 г. Доля зрителей онлайн-телевидения "НТВ‑Плюс.ТВ", одновременно являющихся "спутниковыми" абонентами оператора, в 2020 г. составила около 7%. Сохранение относительно небольшой доли таких пользователей в компании объясняют быстрым ростом количества платных подписок. Количество просмотров по модели sVOD в 2020 г. увеличилось на 519% по сравнению с прошлым годом. 85% абонентов продлили подписку на следующий период. Вместе с тем количество абонентов, которые воспользовались моделью PPV, сократилось по сравнению с 2019 г. на 56%, что обусловлено значительно меньшим количеством спортивных трансляций на фоне пандемии COVID-19.
В июле прошлого года "НТВ‑Плюс" представил новый продукт - телевизионную ОТТ‑приставку на операционной системе Android. В 2020 г. смотреть онлайн-телевидение "НТВ‑Плюс.ТВ" стало возможно в странах СНГ.
Директор департамента цифровых продуктов "НТВ‑Плюс" Константин Смирнов отметил, что прошедший год был непростым. "Мы, как агрегатор контента, вполне ощутили последствия пандемии коронавируса. Но, несмотря на сложности, мы продолжили последовательно развиваться: увеличили контентное предложение, вывели на рынок новое оборудование, расширили географию нашего сервиса. Впечатляющий рост абонентской базы подтверждает, что выбранная нами стратегия верна", - заявил Константин Смирнов.
Генеральный директор Ngenix Константин Чумаченко отметил, что ожидаемо просмотр видео стал основным видом досуга для россиян в 2020 г.: "В течение всего периода самоизоляции мы регистрировали значительный рост трафика видеосервисов, изменения в суточном тренде смотрения, а также снижение влияния фактора сезонности на трафик OTT-сервисов. Это отразилось на росте нагрузки на OTT-сервисы как за счет более активного потребления, так и за счет прироста аудитории. Например, уже ко второй неделе карантина трафик видеосервисов вырос на 55% относительно начала февраля, и в течение практически всего периода самоизоляции средненедельное количество запросов по сегменту было выше показателей "доковидного" периода в среднем на 40%. Из-за режима самоизоляции пользователи начали смотреть видео в рабочее время: пики трафика в течение рабочих дней приходились в основном на вечер - около 21:00-23:00), но в аналогичные дни недели во время карантина такие же показатели запросов в секунду (rps) наблюдаются уже с 15:00 до 17:00, - комментирует Константин Чумаченко. - К концу второго месяца самоизоляции показатели трафика видеосервисов возвращаются к значениям февраля. Это говорит скорее о низком влиянии фактора сезонности в этом году, нежели о снижении интереса к видеосервисам - в мае жители РФ проводили время дома в такой же мере, как в зимние месяцы".
Константин Чумаченко уверен: 2020 г. стал прорывным для игроков рынка OTT - одновременно выросли пиковые нагрузки за счет популярных эксклюзивных онлайн-событий (например, на Wink трансляция титульного боя UFC Хабиб - Гэтджи в пике сгенерировала нагрузку в 1 Тбит/с), а также увеличилось ядро активных пользователей. "Миграция зрителей на OTT продолжается уже несколько лет с момента появления первых российских онлайн-кинотеатров, но пандемия в 2020 г. придала этому процессу мощный толчок. Price Waterhouse Coopers оценивает рынок OTT как наиболее перспективный и быстрорастущий сегмент рынка медиа и развлечений и прогнозирует ежегодный прирост на уровне более 26% (до $711 млн), что позволит России войти в двадцатку крупнейших рынков OTT в мире. Этому будут способствовать распространение подписной и транзакционной моделей монетизации, а также смена тренда потребления.
Бурный рост трафика и аудитории OTT опережает возможности представителей сегмента по масштабированию собственной инфраструктуры. В 2021 г. ОТТ-игроки продолжат рассматривать в качестве решения для масштабирования инфраструктуры облачные платформы, чтобы высвободить ресурсы разработки для улучшения продукта и повышения качества пользовательского опыта, а также сэкономить на DevOps", - прогнозирует Константин Чумаченко.
Аналитик iKS Consulting Максим Савватин согласен: рынок ОТТ - один из сегментов, который в пандемию продолжил рост и во многом упрочил свои позиции на рынке видео- и ТВ-контента. "При этом, как показывают результаты, рост был не только в количестве подписчиков, но и в потреблении платных сервисов. Пользователи привыкают платить за качественный контент, хотя в общем объеме количество таких абонентов относительно небольшое. Те же тренды, прежде всего по увеличению использования платных сервисов, будут продолжаться и в 2021 г. Сдерживающим фактором роста рынка может быть ограниченный выбор контента, так как в пандемию многие премьеры были перенесены, а доступные в библиотеке, прежде всего фильмы и сериалы, просмотрены в 2020 г. Также часть аудитории может более активно смотреть контент на других площадках, прежде всего на YouTube", - рассказал Максим Савватин.
Директор по развитию ГК "Орион" Елена Ячменникова считает, что в 2021 г. не стоит ожидать такого активного роста подключений, который онлайн-кинотеатры наблюдали в 2020 г. вследствие пандемии. "Тем не менее мы будем работать над привлечением новых подписчиков, в том числе за счет пополнения библиотеки онлайн-кинотеатра премьер качественным авторским контентом. В конце прошлого года мы, например, начали сотрудничество с ГК "Просвещение" и проектом "ГЕРОИ" и опубликовали на своей платформе первый подростковый реалити-сериал "Посмотрим", созданный детьми и для детей. "Телекарта" - единственный российский онлайн-кинотеатр, где этот проект доступен. Все наши пользователи могут смотреть сериал бесплатно", - прокомментировала Елена Ячменникова.