Касперская попросила президента ускорить перевод банков на российское ПО
ИТ-ассоциации попросили президента России не переносить перевод владельцев критической инфраструктуры на российский софт и оборудование. Если пропустить момент, российские ИТ так и останутся зависимыми от зарубежных компаний
Председатель правления Ассоциации разработчиков программных продуктов (АРПП) "Отечественный софт" Наталья Касперская и исполнительный директор Ассоциации российских разработчиков и производителей электроники (АРПЭ) Иван Покровский попросили президента Владимира Путина не переносить на три года сроки перехода на отечественное оборудование и ПО для владельцев критической информационной инфраструктуры (к ней относятся сети связи и ИТ-системы госорганов, научных и кредитно-финансовых организаций, предприятий оборонной, топливной и атомной промышленности, транспорта, энергетики и др.). Об этом говорится в их совместном письме от 17 ноября (копия есть у РБК, ее подлинность подтвердил представитель АРПП).
Весной Минцифры опубликовало проект указа президента, согласно которому владельцы критической информационной инфраструктуры должны перейти на "преимущественное" использование отечественного софта с 2021 года, а российского оборудования — с 2022-го. Но банки и другие компании, чьи сети и системы признаны критическими, раскритиковали предложение. В начале ноября Минцифры опубликовало обновленную версию документа, в которой срок перехода на российский софт был перенесен на 2024 год, а на отечественное оборудование — на 2025-й.
Касперская и Покровский в письме президенту указывают, что именно в ближайшие годы будут реализованы программы цифровизации экономики и если отложить переход на отечественное ПО и оборудование, то "это поставит в зависимость от зарубежных вендоров не только отрасль информационных технологий, но в целом экономику и систему государственного управления". Авторы признают, что у скорого перевода владельцев критической информационной инфраструктуры на российский софт и оборудования есть риски, на которые указывают владельцы подобных объектов. Но главы ассоциаций настаивают, что "нарастающие риски информационной безопасности и технологической зависимости не позволяют откладывать процесс импортозамещения".
Авторы подчеркивают, что Россия находится в непростых условиях внешних санкций и острой конкурентной борьбы с ведущими ИТ-державами, "что создает очевидную угрозу государственной безопасности в виде потери цифрового, а за ним и национального суверенитета", и просят президента не переносить сроки перехода владельцев критической информационной инфраструктуры на преимущественное использование российского ПО и оборудования, отказавшись полностью от переноса или дать отсрочку на менее длительный, чем три года, срок. Они напомнили, что в 2012 году австрийская компания LMF дистанционно через спутник отключила две компрессорные станции "Газпрома" (об этом в 2019 году рассказала сама компания, отметив, что оборудование до сих пор стоит мертвым грузом), а в марте 2019 года из-за хакерской атаки без электричества остались почти все штаты Венесуэлы.
РБК направил запрос пресс-секретарю президента Дмитрию Пескову.
Представитель Минцифры заявил РБК, что ведомство решило продлить сроки перехода на отечественные продукты по итогам общественного обсуждения проекта указа и его рассмотрения в Госдуме. "Участники выразили опасения, связанные в том числе с существенным уровнем затрат, необходимых для перехода, и важности сохранения непрерывности работы в условиях перехода, неготовности отечественных разработчиков ПО и производителей оборудования удовлетворить потребности", — сообщил представитель ведомства.
Он заметил, что АРПЭ и АРПП "Отечественный софт" не направляли свои мнения с указанными в письме возражениями "ни в рамках общественного обсуждения, ни официальной позицией в адрес Минцифры".
Готовы ли банки и ТЭК к ускоренному переходу
Ассоциация банков "Россия" (АБР) в середине ноября попросила ЦБ сдвинуть срок перехода на отечественный софт и оборудование еще больше — до 2027–2028 годов. Представители банков пояснили, что на переход потребуется минимум шесть лет, так как в среднем доля используемого иностранного ПО и ИТ-оборудования составляет 85%, а затраты на реализацию этих требований превысят 700 млрд руб. по всей банковской системе (5–7% ее собственных средств). "Необходимость проведения масштабных затрат неизбежно повлияет на объем и качество предоставляемых банками финансовых услуг населению и реальному сектору экономики. Мы оцениваем, что сокращение капитала банков приведет к сокращению размера кредитования на сумму 5–7 трлн руб., что негативно отразится на экономике страны", — отмечалось в письме АБР.
Если сроки перехода вернут к первоначальным, это поставит участников финансового рынка в положение нарушителей, так как провести столь глобальные изменения в короткие сроки невозможно, предупредила замгендиректора группы QIWI Мария Шевченко. "Это неизбежно приведет к массовым обращениям в госорганы со стороны участников рынка с запросами о сохранении возможности использования текущего ПО, не имеющего аналогов, а также к росту жалоб со стороны клиентов, поскольку банки будут вынуждены фактически отказаться от привычных продуктов, разработанных на основе иностранного ПО", — подчеркнула она. Часть зарубежных игроков будут просто вынуждены уйти с рынка, поскольку бизнес станет нерентабельным, считает директор по информационным технологиям Росбанка Александр Тараторин. "В итоге вместо инвестиций в ИТ-отрасль Россия получит отток иностранных инвестиций в экономику страны в целом, и как результат — пострадает целый набор отраслей, в том числе ИТ", — опасается он.
По словам директора департамента информационной безопасности МКБ Вячеслава Касимова, отечественное ПО и оборудование уже используются российскими потребителями. "Те наработки, которые не используются, как правило, не отвечают потребностям потребителей. И это вопрос не принуждения, а удобства или же стоимости ПО и оборудования", — пояснил он.