В России наметился новый вид телекоммуникационной бизнес-модели для магистральных сетей связи - продажа инфраструктуры вместо продажи сервисов как услуги.
© ComNews
22.10.2020

Об этом вчера, 21 октября, рассуждали участники XI Международной конференции "Transport Networks Russia & CIS: Развитие телекоммуникационных транспортных сетей в эпоху цифровой экономики, распределенных дата-центров и облачных услуг накануне запуска 5G".

В 2019 г. на X Международной конференции Transport Networks Russia & CIS директор проектов департамента по работе с международными операторами связи ПАО "Ростелеком" Всеволод Коржаев призвал игроков рынка к выработке новых бизнес-моделей работы на рынке транзита Европа - Азия. По его словам, прежние подходы не работают из-за высоких цен на сетевое оборудование и рисков полного перехода трех китайских операторов на более дешевые подводные кабельные маршруты.

Год спустя на XI Международной конференции Transport Networks Russia & CIS Всеволод Коржаев рассказал, что "Ростелеком" планирует вывести на рынок принципиально новый проект (ТЕА NEXT), основанный на продаже инфраструктуры для организации каналов связи между Европой и Азией. "Для эффективного функционирования транспортных сетей нужно иметь минимум три географически разнесенных маршрута ВОЛС. Первый маршрут Европа - Азия проходит через Индийский океан, второй - через Америку и третий - через Россию. Через Америку идет около 40% трафика. За последние годы почти все канальные емкости забились, а пара новых кабельных систем, которые китайские коллеги строили, заблокированы на последней миле у береговой станции в США. Насколько это серьезно, мы увидим через год-два, но мне думается, что это новая реальность, с которой через пару лет все свыкнутся и будет другой взгляд на то, как соединять континенты. Так мы и переделаем карту. Мы пришли к выводу, что в следующие три-пять лет появится окно возможности для принципиального перераспределения трафика по маршрутам. Чтобы это окно использовать, инфраструктура по России должна быть другой. Надо переходить от модели заполнения российского маршрута на рынке межконтинентального транзита лишь объемами трафика, которые у международных операторов не умещаются в их собственную инфраструктуру подводных кабельных систем, к модели предоставления кабельной инфраструктуры тем международным операторам или ОТТ-компаниям, кому она в принципе нужна в больших объемах и кто использует ее сейчас через морские кабели, - рассказал Всеволод Коржаев. - "Ростелеком" в этом году инициировал проект по прокладке ВОЛС под ра­бочим наз­ва­ни­ем ТЕА NEXT, которым занимается новая компания "Атлас", созданная в сентябре 2020 г. Проект будет реализован не от лица "Ростелекома", а от компании "Атлас", в которой соберется, помимо "Ростелекома", группа акционеров. Сам "Ростелеком" в будущем планирует использовать в том числе инфраструктуру кабеля "Атласа". Летом проект прошел все круги ратификации в компании. Президент "Ростелекома" встречался в конце лета с президентом РФ, он упоминал "Атлас", и после этой встречи проект для нас прошел точку невозврата. В I квартале 2021 г. стройка уже начнется. Проект в том числе будет реализован для российских нужд. Новый кабель, который построит "Атлас", подразумевает новую инфраструктуру, доступную в том числе всем российским операторам. Мы призываем начинать диалог. Есть различные варианты участия в проекте. Раскрывать всех партнеров не могу, но кабель планируется российского производства. Поставщиков оборудования будем выбирать, но приоритет отдаем отечественным вендорам. После постройки сети "Атлас" будет предоставлять именно инфраструктуру первого уровня, то есть темное волокно, площадки для размещения оборудования и, если необходимо, обслуживание оборудования. Кабель будет принципиально повторять маршрут существующей ВОЛС - высокоскоростной транзитной магистрали "Транзит Европа - Азия", ВТМ TEA, - идти от западной до восточной границы России. Если смотреть детально - он нигде не будет пересекаться или идти в непосредственной близости к существующим кабелям "Ростелекома". Это будет новая инфраструктура. Она будет выпрямлена, чего нет ни у кого сейчас, и будет строиться на волокнах нового поколения. Кабель будет обходить все крупные города минимум по радиусу 50 км, потому что 90% повреждений кабеля происходит в зоне 20 км от крупных городов. Мы выбрали 48 пар для своей модели и видим, что около 20-25 пар мы в перспективе 20 лет выделим на международный транзит, другая половина пойдет на российский. Мы кабель по России тянем с запада до востока, с продлением в Европе до Франкфурта, а на востоке из Находки планируем вывести его как минимум в Пусан, а если повезет, то сразу в Гонконг и Токио".

Всеволод Коржаев сказал корреспонденту ComNews, что новый кабель по всей протяженности будет укладываться в грунт. Каким способом, он пока рассказать не может, потому что решение будет зависеть от результатов переговоров и финального технического решения. Источник, знакомый с ходом будущего строительства магистральной линии ТЕА Next, сообщил ComNews, что в последние годы нормативная база по землепользованию упростилась - в частности, гораздо меньше сложностей теперь вызывает согласование прокладки ВОЛС на муниципальных землях и в лесах (кроме лесов первой категории).

Советник генерального директора, "Россети Цифра" Дмитрий Гуревич возразил доводам Всеволода Коржаева в пользу продажи инфраструктуры: "Мы говорим об уходе от торговли бензина к торговле нефтью. Мы полностью меняем структуру бизнеса: добавленную стоимость и управление емкостями мы передаем тем, кто будет на ней зарабатывать, - операторам, арендующим темное волокно. Я пока не понимаю экономическую целесообразность этого. Как нивелировать такой риск?" - спросил он у Всеволода Коржаева. Константин Колесов, руководитель по стратегическому развитию передачи данных дирекции по взаимодействию с операторами связи и роумингу ПАО "ВымпелКом", присоединился к вопросу. Он также не верит в действенность модели продажи инфраструктуры.

На вопрос Дмитрия Гуревича о модели рынка в части сравнения о том, что можно продавать каналы связи, как, например, бензин, и получать добавочную стоимость, а можно продавать волокна, как, например, гнать сырую нефть и всю добавочную стоимость отдавать покупателям нефти, Всеволод Коржаев ответил, что в настоящее время экономика этой модели - большая иллюзия. "Это было актуально до 2018 г., и был создан стереотип, в том числе нами, что это очень маржинальный рынок и о его добавленной стоимости. Лет 10 назад можно было купить оборудование и поставить его на старый кабель и заработать на продаже каналов, и "Ростелеком" это делал успешно, сейчас на этом уже хорошей маржи не заработать: и оборудование другое, и инфраструктура на перспективу срока контрактов нужна другая, и цены, по которым иностранные операторы готовы эти каналы покупать, снизились в три-четыре раза. Если начинать считать даже приблизительно экономику, то она покажет обратное уже сейчас, а на перспективе пары лет покажет зеркально другое. В середине 2000-х гг. были построены основные магистральные сети, но тот же "Ростелеком" последние пару лет испытывает дефицит свободных ресурсов. В России никто не может дать хорошее волокно. Возникает вопрос, на чем мы будем жить через три-пять лет - запас жизни и технологичности кабеля истекает. Мы в шкаф к Сергею (Яковлеву, ТТК - прим. ComNews) не заглянем, но думается, что там тоже не так все хорошо. Кто из нас прав, мы посмотрим через пару лет. У меня убеждение, что мы делаем правильные вещи для отрасли, для страны и для компании в частности", - парировал Всеволод Коржаев.

Директор по взаимодействию с международными операторами и роумингу ПАО "МегаФон" Александр Власов поддержал "Ростелеком": "В нашем ВОЛС по морскому дну мы тоже планируем продавать волокно. Оно включает в себя репитеры. У нас тоже точка невозврата пройдена, проект уже включен в госпрограмму развития Арктической зоны. Государственных инвестиций в проект не планируется. Основные потребители проекта - иностранные компании, они разгоняют этот проект до высокой эффективности и окупаемости. В целом наш проект коммерческий. Протяженность ВОЛС - 11,7 км, из них 10,7 тыс. км - по российской части. Мы ведем с "Ростелекомом" переговоры по кооперации на севере, потому что один оператор не может все охватить. Мы инвестируем в морскую часть вместе с международными партнерами, но у нас нет цели застроить всю Россию. Для Китая, Штатов мы сможем достроить и выделить трафик. Ядро кабеля - от Мурманска до южных оконечностей Камчатки, а далее можно и в Токио, и в Находку, и дальше, вплоть до Гонконга. На западе можно вывести в Мурманск, Норвегию, при наличии потребностей - из Баренцева моря в Лондон. Главное - сделать ядро. В этом году мы провели изыскания: сегодня-завтра наше судно заканчивает изыскания морского дна", - рассказал Александр Власов.

Директор департамента интернет и канальных ресурсов блока по развитию операторского бизнеса корпоративного центра группы МТС Ольга Макарова считает, что никогда Apple, Facebook и китайцы не будут заключать договор с росcийскими операторами - так принято. "Мы не имеем собственных клиентов, которым нужен был бы транзит Европа - Азия в таком объеме. Меняется модель рынка: кто имеет дело с конечным клиентом, хотят уйти от деления доходов. "Ростелеком" любил делить доходы по птичьему полету. И теперь предлагают делить доходы по волокну. На внутреннем рынке ситуация тоже будет меняться, интереснее взять волокна, чем пользоваться емкостями", - прокомментировала Ольга Макарова.

Сергея Яковлева, руководителя департамента по работе с операторами связи АО "Компания ТрансТелеКом" (ТТК), модель продажи емкости в канале устраивает. "Проекты, что мы реализуем с Китаем сейчас, нам нравятся. В следующем году мы планируем инвестировать в три проекта - с Монголией, Казахстаном и Россией. Эти проекты, безусловно, затрагивают государственные интересы. Мы планируем сохранить нашу позицию и в перспективе трех лет угрозы по продаже емкости не закладываем. Манящая притягательность продажи инфраструктуры только кажется манящей, там есть нюансы. Мы опросили операторов - они хотят скорее каналы покупать, чем лямбды", - сказал Сергей Яковлев.

По мнению коммерческого директора "Телиа Кэрриер" в России и СНГ Ильи Булаева, сервисная модель развития по-прежнему актуальна и у нее есть очевидные преимущества и будущее, несмотря на большую конкуренцию на рынке и ценовое давление, негативно влияющее на конечную маржинальность услуг связи. "Продажа инфраструктуры нулевого уровня - темные волокна, аренда площадей для размещения и т.д. - в настоящее время не составляет сколько-нибудь заметную часть в выручке компании Telia Carrier, несмотря на довольно обширную волоконно-оптическую сеть - более 67 тыс. км волокна. Тем не менее в нашем портфолио есть крупные проекты, которые были связаны с продажей/эксплуатацией или строительством инфраструктуры для крупных ОТТ компаний из большой пятерки, в основном на рынках Скандинавии. Мы безусловно готовы рассматривать и реализовывать инфраструктурные проекты, которые принесут прибыль компании и имеют стратегическое значение. Также надо заметить, что Telia Carrier оперирует на глобальном рынке, и с этой точки зрения нельзя сказать, что продажа инфраструктуры вместо продажи сервисов - это некий рыночный тренд, который заметен. Операторы, владеющие глобальной инфраструктурой, всегда используют гибридную модель бизнеса, при которой продажа сервисов всегда превалирует над продажей инфраструктуры, и упор делается на расширение продуктового портфеля для предложения клиентам. Но на локальных рынках всегда были и будут компании, которые изначально нацелены на продажу инфраструктуры, и у них безусловно есть свои клиенты. Это просто другой вид телекоммуникационного бизнеса. Также, чтобы корректно сравнить преимущества от продажи инфраструктуры перед продажей услуг, надо смотреть на конкретную ситуацию на рынке в той или иной стране. Я не исключаю, что в каких-то случаях модель продажи инфраструктуры имеет свои преимущества и может быть реализована, - рассказал Илья Булаев корреспонденту ComNews. - Если говорить про ситуацию с продажей Telia Carrier (см. новость ComNews от 9 октября 2020 г.), то в данном случае речь не идет о продаже только магистральной сети компании. Сделка связана со сменой собственника всей компании Telia Carrier, но при этом вся текущая бизнес модель и планы развития компании останутся неизменными. То есть в нашем случае основной доход компания планирует получать от продажи услуг связи на операторском и корпоративном рынках".

Новости из связанных рубрик