По итогам III квартала 2020 г. безналичный товарооборот преодолел отметку 60% в семи регионах. Это рекорд за всю историю наблюдений. 
© ComNews
16.10.2020

"СберИндекс" и "Платформа ОФД" выяснили, что Россия уходит от наличных быстрее, чем предполагалось. Потребители не желают лишний раз иметь дело с наличными средствами - в первую очередь из-за рисков, связанных с коронавирусной инфекцией. Такой вывод сделали аналитики "СберИндекса" и ИT-компании "Платформа ОФД" в совместном исследовании, посвященном развитию безналичных платежей в России.

По данным исследования по итогам III квартала 2020 г. доля безналичного торгового оборота в расходах потребителей составила 53,6%. "Это нехарактерно высокий уровень, и обычная сезонность нарушается второй квартал подряд. Причина отклонения понятна. Люди не хотят пользоваться купюрами, если этого можно избежать, ведь, по последним исследованиям, COVID-19 живет на поверхностях бумажных денег до четырех недель, - считают аналитики "СберИндекса". - На этом фоне в III квартале безналичный товарооборот преодолел отметку 60% уже в семи регионах. Это рекорд за всю историю наблюдений. На первом месте находится Республика Карелия (62,7% покупок по карте), далее с небольшим отставанием следуют Мурманская область и Республика Коми (62,5% и 62% соответственно). Еще несколько регионов уже вплотную подобрались к пороговому значению и, по ожиданиям, превысят его уже в I квартале 2021 г.".

По данным исследования, доля безналичных платежей растет тем же темпом, что и в III квартале 2019 г., и составляет 4,9 п.п., поскольку возможности расплачиваться картой продолжают активно расширяться. Выделяются республики Хакасия и Саха, где прирост составил 10,3 п.п. и 9,3 п.п. соответственно. В 14 самых "безналичных" городах более 60% покупок совершены по карте. Среди лидеров - Петрозаводск (63,7%), Апатиты (63,7%) и Сыктывкар (63,5%). Рекордные темы роста по отношению к III кварталу 2019 г. зафиксированы в Абакане, где увеличение составило сразу 13,3 п.п.

В прошлом квартале доля безналичных расходов, основанная на анализе фискальных чеков "Платформы ОФД", оказалась существенно выше результата, полученного по данным Сбербанка (59,7% против 53,4%). Гипотеза аналитиков заключается в том, что это следствие увеличения "серого" сектора экономики во время режима самоизоляции. Теперь, после снятия ограничений, оценки доли безналичных расчетов вновь сближаются. Более жесткие ограничительные меры конца сентября не успели повлиять на общую картину III квартала, но могут стать важным фактором в IV квартале.

"Мы практически не сомневаемся, что IV квартал станет рекордным по доле безналичных платежей в розничном обороте товаров и услуг. По нашим оценкам, она будет близка к 55% от всех трат населения", - сообщила пресс-служба Сбера корреспонденту ComNews.

По данным исследования, в самых крупных потребительских сегментах ("Магазины у дома", "Гипермаркеты" и "Супермаркеты") сокращение доли безналичных трат относительно "пандемического" квартала составило 1,7, 2,2 и 3,1 п.п. соответственно. Заметно упал показатель в категории "Одежда", но это связано в первую очередь с возвращением офлайн-розницы. Противоположная тенденция - в общепите. Здесь доля безнала стала еще выше, чем во II квартале. Немалую лепту вносит сфера онлайн-заказов, где традиционно высока доля безнала.

Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов полагает, что тренд на повышение доли безналичной оплаты будет сохраняться и в IV квартале. "В относительных цифрах электронная оплата действительно активно вытесняет наличные. Другое дело, что в абсолютных цифрах траты год к году могут снижаться из-за падения платежеспособного спроса, - говорит Виктор Достов. - Не думаю, что тенденция отказа от наличных связана только с санитарными соображениями. В период локдауна были разорваны традиционные цепочки получения наличных: не всегда было возможно и допустимо снимать наличные в банкомате, работающие в "сером" секторе могли перестать получать зарплату в принципе. Это оказало влияние на наличный оборот. Поэтому ситуация, безусловно, находится под давлением неопределенности. Реальное влияние пандемии именно на платежные привычки мы увидим примерно через год-полтора, когда форс-мажорные факторы отойдут на второй план и экономическая активность вернется в нормальное русло".

Кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и торгового дела университета "Синергия" Алиса Храмова рассказала, что ЦБ ожидает, что объем наличных денег в обращении в РФ после рекордов, достигнутых из-за пандемии коронавируса, будет сокращаться и по итогам 2020 г. будет прирост лишь на 1,4-1,6 трлн руб., а в 2021 г. показатель продолжит снижаться, следует из доклада Банка России о денежно-кредитной политике. "В феврале 2020 г. доля пользователей igooods, которые предпочитали платить онлайн, составляла 13%. В начале режима самоизоляции количество онлайн-платежей увеличилось до 14%, к апрелю эта цифра выросла до 29%, к маю - до 39%. Летом доля онлайн-платежей была стабильна и по состоянию на конец августа составляет 39%. В августе через онлайн-эквайринг прошло более 40 тыс. платежей на общую сумму свыше 155 млн руб. Причина резкого роста оплаты онлайн - популярность бесконтактной доставки на фоне пандемии. Роспотребнадзор выступил с рекомендацией избегать расчетов наличными средствами в условиях пандемии коронавируса, так как коронавирус способен сохранять активность на денежных купюрах в течение как минимум суток, а на монетах - около трех часов. Поэтому более безопасным вариантом является использование онлайн-платежей. Использование безналичных денег в России растет в течение последних пяти лет. Согласно показателям национальной платежной системы Банка России, доля безналичных операций с использованием банковских карт за период с 2015 г. до 2019 г. выросла с 38% до 64,7%. По информации Центробанка, к концу 2020 г. на долю безналичных платежей будет приходиться 68-70%, а наличных денег в обороте останется только 30%", - привела цифры Алиса Храмова.

Она отметила, что рост "серого" сектора экономики - основной аргумент против наличных. "Основной целью создания национальных цифровых валют является усиление контроля государства за движением денег, в том числе с точки зрения повышения собираемости налогов. Пока в России эти задачи успешно решаются в рамках существующих правовых способов, путем сокращения законодательного объема операций с наличными деньгами. В целом снижение массы наличных денег в обороте выгодно прежде всего не гражданам, а государству и банкам, поэтому они никак не препятствуют развитию безналичных расчетов, а наоборот, поддерживают. Например, в России летом 2020 г. приняли закон "О цифровых финансовых активах", объясняющий, как пользоваться такими финансовыми инструментами. Государство ежегодно тратит огромные средства на изготовление, хранение и утилизацию монет и купюр. Кроме того, большинство теневых схем экономики до сих пор функционируют с помощью наличных расчетов. Бумажные купюры в обращении способствуют избеганию налогообложения и работе черного рынка. Подделка купюр, ограбления, мошенничество - тоже не редкость. Переход к электронным деньгам гарантирует практически прозрачность операций и препятствует распространению коррупции", - считает Алиса Храмова.

Новости из связанных рубрик