Закончился первый этап ведомственного проекта "Цифровое сельское хозяйство". О проблемах, выявленных в ходе проекта, и задачах, которые были решены, рассказали участники дискуссии II Федерального ИТ-форума агропромышленного комплекса России "Smart Agro: Цифровая трансформация в сельском хозяйстве".
© ComNews
07.10.2020

В 2019 г. Министерство сельского хозяйства разработало ведомственный проект "Цифровое сельское хозяйство", сроком реализации до 2024 г. В документе сказано, что основная его цель - цифровая трансформация сельского хозяйства посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений для обеспечения технологического прорыва в АПК и достижения роста производительности на "цифровых" сельскохозяйственных предприятиях. Первым этапом проекта стало создание национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством "Цифровое сельское хозяйство". "Данная цифровая платформа будет интегрирована с другими субплатформами для управления сельским хозяйством на региональном и муниципальном уровнях, что даст сельхозтоваропроизводителям возможность получать государственную поддержку через общую, единую национальную цифровую платформу", - сказано в тексте проекта.

На II Федеральном ИТ-форуме агропромышленного комплекса России "Smart Agro: Цифровая трансформация в сельском хозяйстве" участники дискуссии рассказали о проблемах, выявленных в ходе проекта, и задачах, которые были решены.

Первым высказался Сергей Косогор, руководитель проекта Центра технологического трансфера НИУ ВШЭ. Он рассказал, что в конце 2019 г. разработана концепция платформы цифровизации сельского хозяйства РФ, а в феврале 2020 г. издан приказ приступить к формированию национальной платформы. Он отметил, что Минсельхоз идет семимильными шагами и сельское хозяйство - одна из отраслей, которая во время пандемии не споткнулась. "Мы видим сохранение зарплат и ресурсов. Ведомственный проект реализуется, идет создание личного кабинета для сельхозпроизводителя. На первом этапе будет оцифрована возможность получения мер господдержки в электронном виде. Также идет формирование так называемого единого окна. Это система, которая позволит ответить на вопросы, что происходит в отрасли, откуда и какие данные поступают в Минсельхоз? Кроме того, идет мониторинг земель сельхозназначения. Продолжает формироваться единая система о землях сельхозназначения", - рассказал Сергей Косогор.

Елена Разумова, заместитель начальника Департамента экспертно-аналитических работ - руководитель блока анализа агропромышленных рынков Аналитического центра при правительстве РФ, согласилась, что работа по созданию платформы идет, однако результатов пока нет. "К сожалению, пока мы не видим, как она реализуется: кого будут подключать, на каком этапе находится разработка программ, какие данные будут собираться? И самое главное, как будут распределяться данные, собираемые с производителей сельхозтоваров? Будут ли они концентрироваться у Минсельхоза и предоставят ли к ним доступ всему сельскохозяйственному сообществу?" - такими вопросами задается Елена Разумова и АЦ при правительстве РФ.

Евгений Зайцев, начальник управления правового, организационного и кадрового обеспечения Министерства сельского хозяйства Новосибирской области, рассказал, что федеральный Минсельхоз жестко вытаскивает из региональных Минсельхозов опыт по цифровизации предоставления услуг. С одной стороны, это положительно характеризует министерство: оно нацелено на скорейшую реализацию программы с минимальными ошибками, с другой стороны, бесконечные проверки региональных министерств тормозят развитие технологий. "Федеральный Минсельхоз очень жестко вытаскивает из региональных Минсельхозов весь наш опыт по цифровизации предоставления госуслуг, в частности финансовых. То есть все шишки, которые мы набили, обеспечивая господдержку с помощью цифровых услуг, вытаскиваются из нас дотошно. Это говорит о том, что идет колоссальная работа по формированию системы с прицелом, чтобы она стартовала как можно быстрее с наименьшим допуском ошибок. Видимо, в федеральном Минсельхозе есть большое желание стартовать правильно. В региональных Минсельхозах опыт накоплен колоссальный. Нас проверяют все кому не лень: прокуратура, КСП (контрольно-счетная палата). Цифровизация идет намного медленнее, чем могла бы, как раз по причине жесткого надзора за органами власти со стороны прокуратуры и КСП, - рассказал Евгений Зайцев. - Появилась масса возможностей для передачи информации федеральному Минсельхозу. Все делается онлайн, радикально снизились затраты времени и средств на эти процессы, они облегчились, стали удобнее. Я думаю, главный старт впереди. Единое окно, с помощью которого будет предоставляться господдержка сельхозпроизводителям напрямую, много для нас значит, потому что после утверждения нормативной базы нам необходимо пять-шесть месяцев, чтобы утвердить свою. Таким образом, если деньги появляются в казначействе, то мы можем их раздать через полгода. Если система будет запущена, то регионы получат господдержку на пять-шесть месяцев раньше. Я думаю, что это будет хороший результат для экономики".

Алексей Алехин, начальник отдела развития и управления информационными ресурсами Министерства сельского хозяйства Алтайского края, настроен более скептически, нежели его коллега: "Мы считаем, что решение запоздалое, но, тем не менее, ведомственный проект принят, работа идет. Он сформулирован в части федерального министерства. В регионах такой работы не ведется. Часть отраслей, например растениеводство, переданы на реализацию в рамках региональных программ развития сельского хозяйства, а в цифровой части никакого движения нет. Одно из пожеланий федеральному министерству обратить внимание - в этом направлении большой потенциал. Некоторые регионы ждут платформу, что она заработает и все наладится. Нет, с чистого листа ничего не бывает. Эту работу желательно начинать регионам сейчас".

Денис Жуковский, директор направления отраслевых проектов департамента по работе с корпоративными клиентами ПАО "Ростелеком", согласен: одной платформой проблему в АПК не решить. С его точки зрения, платформа - это единая система. "Это не та самая "зеленая кнопка", о которой все мечтают. Это набор сервисов. Платформа позволяет сделать эти сервисы связанными, устранить ошибки, как это происходит сейчас. Движение, начатое Минсельхозом, - правильное, потому что с какого-то стержня надо начинать. Производители сельхозтоваров придут на платформу, ведь технологии - это инструмент", - выступил Денис Жуковский. Он считает, что необходимо провести честную инвентаризацию. "Хотя бы земельного фонда. Пока цифры по регионам не бьются от 10% до 50%. Мы будем продуцировать ложные данные, если не проведем ее", - добавил Денис Жуковский.

Александр Диченский, руководитель Центра агроконсалтинга АО "НИИИТ" холдинга "Росэлектроника" госкорпорации "Ростех", уверен, что создаваемая платформа должна быть направлена на консолидацию процессов. "У нее должны быть управленческие функции - помощь в принятии решений, а также прогнозная. Одной из функций также является накопление данных, опыта и их анализ", - пояснил он.

Артем Беляев, генеральный директор "Белая Дача Фарминг", тоже считает, что данные необходимы, однако говорит, что у компаний пока нет даже достоверного прогноза погоды на обозримый период. "Если таких данных нет, то на чем будет стоять платформа? Как доедут трактора и куда, если пойдет дождь? Откуда поступают данные для формирования массива? Кто их и как собирает? Мы руководствуемся логикой, что лучше всего отсутствие данных, нежели присутствие ложных. Кто их проверяет? В таких вещах без государства не обойтись. Согласен с Денисом: все мечтают о платформе, но к реальности это мало имеет отношения. Конечно, помощь государства нужна. Приведу пример: на сайте госуслуг мы подаем документы, если бы мы их собирали вручную, это было бы раз в 10 быстрее. Тут пример цифровизации не работает совсем. Мы ждем по четыре-пять дней, чтобы понять, куда этот документ попал, потом ждем ответ дня три. Пока цифровизация в начале пути, мягко говоря", - уверен Артем Беляев.

Олег Александров, руководитель проекта инновационных технологий "Ростсельмаша", считает, что платформенные решения играют все большую роль. Он рассказал о применении новых технологий для сбора данных в работе, на что Евгений Зайцев спросил, может ли "Ростсельмаш" предоставить информацию по телеметрии с комбайнов "Ростсельмаша" Минсельхозу Новосибирской области? Олег Александров ответил, что "Ростсельмаш" может предоставить информацию по региональным работам в обезличенном виде - без подробностей о конкретном районе и конкретном комбайне. Евгений Зайцев парировал, что цифры это виртуальные. "Там не все правда - аккуратно выражусь. Нужны данные. Что мы прячем и для чего, что мы теряем на этой секретности? Это при том, что мы обязаны предоставлять информацию о том, какое хозяйство, какую сумму финансирования получило. Давайте будем открытыми. Информация должна быть персонифицирована. Это можно сделать за счет государства", - сказал Евгений Зайцев.

Сергей Косогор вступился за "Ростсельмаш": не может он при данной регуляторике раскрывать эту информацию. "Нужно оперативно внести изменения в законодательство. Есть "госуслуги", которые работают через пень колоду. Надо чтобы Минсельхоз накапливал информацию по всей отрасли, это вопрос не только к "госуслугам" - вопрос к нашей системе учета данных. Пока не будет регуляторики, это будут только наши пожелания. Нужно, чтобы нормативно-правовые акты появились быстро и система заработала полноценно", - подвел итог Сергей Косогор.