"МегаФон" и "ВымпелКом" в числе первых в России телеком-компаний, которые внедрили практику электронного факторинга. "МегаФон" совместно с "ВТБ Факторинг" реализовал полностью автоматизированное факторинговое решение финансирования поставщиков и подрядчиков. "ВымпелКом" перевел документооборот по факторинговым сделкам в электронный вид на площадке "Контура".
© ComNews
02.10.2020

ПАО "МегаФон" совместно с "ВТБ Факторинг" внедрило автоматизированное факторинговое решение финансирования поставщиков и подрядчиков. Процесс предполагает автоматическое формирование реестров во внутренних системах и на стороне "МегаФона" и его передачу посредством электронного документооборота в системы "ВТБ Факторинг", где после автоматических проверок проводится акцепт и финансирование. "Участие специалистов сопровождения финансирования "ВТБ Факторинг" и последующий контроль обмена и подписания оригиналов реестров полностью исключены. Благодаря этому любой поставщик и подрядчик "МегаФона" может получить оплату за совершенные поставки в течение часа с момента формирования реестра во внутренних системах и на стороне "МегаФона", - рассказала пресс-служба ВТБ.

"Мы предложили "МегаФону" флагманское решение, комплексную программу финансирования поставщиков в рамках Supply Chain Finance в 2019 г. С тех пор потребность в автоматизации процессов финансирования и погашения задолженности постоянно росла. Период самоизоляции и удаленная работа значительно ускорили переход на цифровой формат работы", - говорит генеральный директор "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов.

"Безусловно, крупнейшие телеком-операторы заинтересованы в подобных решениях и будут вести работы в этом направлении. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с некоторыми из них. Реализация проекта с "МегаФоном" была встроена в общий контекст цифровизации факторингового процесса. Внутреннюю стоимость проекта мы не раскрываем", - рассказал Антон Мусатов ComNews.

"На стороне "МегаФона" процесс выполняется на базе возможностей системы SAP S/4 HANA, ее интеграции с крупнейшими операторами ЭДО, а также с применением квалифицированных электронных подписей собственного удостоверяющего центра компании", - прокомментировал финансовый директор "МегаФона" Никита Орлов.

В пресс-службе "МегаФона" пояснили: "Полученное решение существенно сокращает трудозатраты и время, необходимые на проведение операций. Оно позволяет отказаться от необходимости ручного формирования документов, их сверки, согласования, подписания с обеих сторон, а также от обмена оригиналами. Бухгалтерский и управленческий учет полностью автоматизированы. В результате на совершение операций, которые ранее занимали несколько дней, сейчас требуется несколько часов. На стороне "МегаФона" задействованы ресурсы SAP S/4 HANA и собственного удостоверяющего центра - после подписания ЭЦП документы идут по цепочке операторов ЭДО. Это позволяет использовать полученное решение при работе с широким кругом финансовых институтов и различными финансовыми продуктами".

ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") тоже переводит документооборот по факторинговым сделкам в электронный вид. "ВымпелКом" заключает факторинговые сделки в роли покупателя-дебитора. В качестве контрагентов выступают поставщики и факторы - банки и факторинговые компании. Благодаря факторингу поставщики "ВымпелКома" привлекают финансирование по выгодным ставкам, а сама компания получает от них привлекательные коммерческие условия. "До перехода на электронный документооборот все сделки заключались на бумаге. Подписание уведомлений о переходе на факторинг занимало много времени, и это затягивало процесс подтверждения поставок. Чтобы сохранить эффективность в работе, компания решила перенести заключение сделок на факторинговую площадку "Контура". Теперь уведомления о факторинге подписываются прямо на онлайн-площадке. Дублировать подписи на бумаге не нужно. Это позволяет сторонам комфортно работать в сложившихся условиях и быстрее получать финансирование", - рассказала пресс-служба оператора.

Также с переходом на новый формат работы изменился механизм подтверждения поставок. Раньше факторы направляли в адрес дебитора запросы по электронной почте с подтверждением факта поставки и датой начала отсрочки. Сотрудникам "ВымпелКома" приходилось обрабатывать их вручную и переключаться между разными форматами документов. Непрофильная работа отнимала много времени, отвлекала работников от более значимых задач. Благодаря переходу на электронную площадку, обработка запросов стала автоматизированной. Теперь сотрудники компании работают в едином окне веб-сервиса, а поставщики и факторы могут мониторить состояние поставок удаленно.

Руководитель проекта "Контур.Факторинг" Динара Марданова рассказала ComNews: "Электронная факторинговая площадка "Контура" автоматизировала заключение сделок. Теперь сотрудники ПАО "ВымпелКом" только проверяют наличие документации, а не обрабатывают ее вручную. Также площадка рассчитывает дату начала отсрочки по загруженным документам. Благодаря этому фактор точно знает, когда он получит деньги от дебитора".

Директор казначейства "ВымпелКома" Алексей Никонов отметил, что выгода, которую получает "ВымпелКом" от перехода на электронный документооборот, существенно превышает расходы на внедрение системы и их эксплуатацию. "Стоимость проекта не раскрываем. "ВымпелКом" уже несколько лет использует "Контур.Диадок" для электронного документооборота с поставщиками, и переход на "Контур.Факторинг" для документооборота по факторингу явился для нас логичным шагом. "Контур.Факторинг" автоматически загружает из "Контур.Диадок" первичные документы, подтверждающие поставку, и фактор сразу видит в системе эти документы и сроки их оплаты. Это избавляет сотрудников "ВымпелКома" от необходимости направлять фактору дополнительное подтверждение поставок. Кроме того, "Контур.Факторинг" позволяет формировать ряд отчетов, повышающих прозрачность взаимоотношений между "ВымпелКомом", поставщиками и факторами", - прокомментировал Алексей Никонов. "Доработка системы происходит в отдельных случаях, если у поставщиков и/или факторов возникают специфические требования", - добавил он.

Представитель пресс-службы Tele2 сообщил: "Мы отслеживаем появление на рынке удобных инструментов для автоматизации процессов в компании. Однако факторинг не является для нас основным платежным инструментом, поэтому автоматическое формирование реестров не является для Tele2 приоритетом". В МТС комментариев не предоставили.

Руководитель направления СЭД/ECM группы компаний Softline Полина Дуйкова отметила, что использование электронного факторинга пока не является распространенной практикой на российском рынке - "МегаФон" и "ВымпелКом" окажутся в числе первых, кто внедряет у себя эту практику. Чаще всего использование ЭДО связано с передачей первичных документов и товарно-транспортных накладных. Каждый новый проект в этой сфере - это шаг, доказывающий легитимность внешнего электронного документооборота. Этот шаг, несомненно, позитивно скажется на организации работы в телеком-компаниях и даст толчок к дальнейшей цифровизации их бизнес-процессов", - уверена Полина Дуйкова.

Руководитель направления "Управление контентом и документооборот" ИТ-компании "Крок" Алексей Пестерев рассказал, что компании розничной торговли, фармацевтики, пищевой промышленности, логистики, нефтегазового сектора, рынка услуг давно используют инструменты факторинга. "При этом в период пандемии многие из них начали все активнее переходить на электронное взаимодействие для поддержки концепции безбумажного офиса. Каждый такой "офис" - это комплекс систем и инструментов, через которые на определенных этапах происходит обмен данными, документами, принятие решений. Мы видим рост спроса на инструменты для поддержки омниканальности и сквозных бизнес-процессов, максимального исключения бумаги в процессах. В качестве примера это может быть бесшовная и сквозная передача документов и данных из системы "Контур.Факторинг" в СЭД для согласования документов и принятия решения. А по факту завершения процесса факторинга данные передаются в учетные системы", - рассказал Алексей Пестерев.

Новости из связанных рубрик