QR-кодом по незаконной торговле
Надежда Тихонова предлагает дополнить эстетические регламенты в Правилах благоустройства территории Санкт-Петербурга новым пунктом: "Непосредственно на нестационарном торговом объекте должен быть размещен двухмерный штриховой код (QR-код), содержащий сведения о виде и цели использования НТО, его адресе (местоположении) с указанием кадастрового номера (при наличии), о номере договора на размещение НТО с указанием срока действия договора и наименования юридического лица, а также о параметрах НТО (высота, ширина)".
В письме депутат указывает, что практика получения QR-кода предпринимателем от Комитета имущественных отношений при заключении договора существует с 2018 г., однако за нарушение этого обязательства ответственности не предусмотрено, равно как и не установлено, что с полученным QR-кодом следует сделать. Поэтому необходимо внести соответствующие изменения в нормативно-правовые акты. Парламентарий считает, что обязанность предпринимателей размещать такой код непосредственно на НТО обеспечит возможность осуществления общественного контроля в рамках борьбы с незаконной торговлей.
"Незаконная уличная торговля не только уродует улицы Петербурга, зачастую мешает пешеходам, но и ставит под угрозу наше здоровье - ведь незаконно установленный киоск не проходит проверок сертификатов качества на продукцию и может торговать любыми контрафактными, а, значит, небезопасными товарами. В городе есть активисты, которые борются с незаконной торговлей, однако им каждый раз приходится вступать в конфликтные ситуации, чтобы узнать о легальности установки киоска или павильона. QR-код со всеми необходимыми данными значительно упростит возможность контроля", - говорит Надежда Тихонова.
По мнению представителя пресс-службы СПб РО "Справедливая Россия" Елизаветы Агамалян, необходимость установления ответственности за отсутствие QR-кодов очевидна. "Но об этом мы сможем говорить только после того, как определим в правовом поле соответствующую обязанность. Пока что Комитет имущественных отношений имеет возможность включить в договор с арендатором земли под ларьком или киоском такое условие: разместить на фасаде объекта QR-код. Но этого условия может и не быть. А вот если "Смольный" откликнется на нашу инициативу и примет постановление, делающее QR-коды обязательными, Законодательное собрание сможет разработать соответствующие изменения в наш региональный закон об административных правонарушениях и прописать ответственность за отсутствие необходимой маркировки", - рассказали корреспонденту ComNews в пресс-службе СПб РО "Справедливая Россия".
На вопрос, что послужило причиной обращения к данной теме именно сейчас, в пресс-службе заявили, что обращения граждан, которые буквально заваливают своих депутатов вопросами, законно ли торгуют под их окнами те или иные ларьки и киоски. "Ведь торговля зачастую - это мусор, скопившаяся тара, тротуары, где пешеходам не пройти из-за ларьков и киосков. И самое главное - риск купить несертифицированный, просроченный, негодный товар. Это угроза потери денег или даже ущерба здоровью, если речь идет о продуктах питания. Мне представляется, что QR-коды, уже хорошо зарекомендовавшие себя в других отраслях, где необходим общественный контроль, смогут и здесь дать гражданам больше возможностей самим определять, стоит ли доверять тому или иному уличному ларьку, и своевременно ставить в известность надзорные органы о случаях незаконной торговли", - разъяснили в пресс-службе СПб РО "Справедливая Россия".
По мнению независимого адвоката Александра Титова, в инициативе от "Справедливой России" смешаны совершенно разные проблемы, предлагаемое решение которых с ними не соотносится. "Функции контроля землепользования возложены на территориальные органы Росреестра, а также на муниципальные органы контроля за использованием земли - Комитет по контролю за имуществом Санкт-Петербурга. В соответствии со ст.72.1 Земельного кодекса РФ, под общественным земельным контролем понимается деятельность граждан, общественных объединений, иных негосударственных некоммерческих организаций, осуществляемая в целях наблюдения за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений, предусмотренных настоящим Кодексом и затрагивающих права и законные интересы граждан, юридических лиц, а также в целях общественной проверки, анализа и общественной оценки издаваемых данными органами актов и принимаемых ими решений. Таким образом, общественный земельных контроль - это не контроль за землепользователями, а контроль органов государственной власти, органов местного самоуправления по принятию решений в сфере землепользования", - объясняет Александр Титов.
Александру Титову также непонятна цель введения QR-кодов, когда землепользователь (независимо от фактических оснований использования им земли) не обязан каким-либо образом отчитываться перед "общественниками" в отношении правовых оснований землепользования. "Очевидно, что нет никакой связи землепользования с качеством реализуемого товара. Продавец отвечает перед потребителем именно как продавец соответствующего товара. При этом на каком правовом основании расположен на земле ларек, никакого значения не имеет. На мой взгляд, эта мера будет просто неэффективной, она создает дополнительное административное давление на малый бизнес. Сами же наклейки быстрее появятся у объектов незаконной торговли, так как они никаких усилий к получению их по установленной процедуре прилагать не будут", - рассказывает Александр Титов.
Владелец юридической фирмы "Катков и партнеры" (технология KIP MONITOR) Павел Катков, комментируя инициативу введения QR-кодов для контроля точек торговли, говорит, что внедрение технологий в систему контроля за уличной торговлей - нормальное явление, показывающее, что цифровые инструменты дошли и до этой сферы. "С правовой точки зрения, на мой взгляд, все корректно. Ведь торговые точки и так обязаны вывешивать информацию о себе, а в стационарных залах есть так называемый уголок потребителя, в котором на всеобщее обозрение выставляются свидетельства и прочие документы предприятия торговли. Теперь предлагается все это упаковать в один QR-код и вывесить в доступном для потребителей месте - нормальная идея", - считает Павел Катков. Однако, по его словам, есть проблема с "несовременными" покупателями. "Условно говоря, бабушка, которая привыкла к офлайновому уголку потребителя, теперь должна будет научиться считывать QR-коды. На мой взгляд, такое сужение возможности получения информации о продавце. Во избежание этого придется сохранить и старый способ, и добавить новый", - полагает Павел Катков.
Павел Катков предупреждает также, что нельзя исключать и злоупотреблений с QR-кодами, и коррупционную составляющую. "Например, недобросовестный продавец может "подделать" QR-код таким образом, что он будет отражать некую информацию, которая не будет соответствовать действительности, но будет достаточной для проверяющего - особенно при наличии коррупционной заинтересованности. Для разрешения этих проблем было бы разумно, чтобы QR-код не просто отражал информацию, а вел бы на госреестр либо выдавался органом власти. Тогда работа проверяющих напоминала бы работу кондукторов при проверке билетов: они бы проверяли наличие QR-кода, а также его соответствие фактическому расположению точки и другим разрешенным параметрам. Помимо этого, стоит задуматься о санкции за отсутствие QR-кодов. Ведь это требование введено не вчера, но если у нормы отсутствует санкция, норма является неполной и не работает", - рассказывает Павел Катков.
Отвечая на вопрос о степени надежности такого средства, как QR-код, с технической точки зрения, руководитель аналитического департамента Infosecurity a Softline Company Дарья Кошкина объясняет, что фактически QR-код - это визуальное представление информации, которое в настоящее время используется, например, для получения информации, осуществления оплаты, значительно упрощая и ускоряя эти процессы. "Так, можно быстро арендовать велосипед или самокат, оставить чаевые официанту, получить дополнительные сведения о музейном экспонате, используя QR-код. Однако все не так просто с точки зрения безопасности. Сканируя QR-код, мы не имеем ни малейшего представления о том, реальный он или фейковый. Более того, сталкиваясь с фишинговым сайтом, мы все же можем его отличить по тем или иным признакам от реального - название доменного имени, IP-адрес, хостер, регистратор и т.д. В то время как проверить достоверность QR-кода мы не можем, чем и пользуются мошенники, размещая их в общественных местах вместе с объявлениями о предоставлении каких-либо услуг. После сканирования такого QR-кода пользователь может перевести крупную денежную сумму, что называется, не по адресу. Также в QR-код может быть внедрен вирус и/или троянская программа, что, разумеется, также представляет собой угрозу для пользователя и может привести к утечке конфиденциальных данных", - предупреждает Дарья Кошкина.